АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ И ОХРАНА ЗРЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ

ГБДОУ д/с № 70

Кировского района Санкт-Петербурга

учителя-логопеды: Артамонова Светлан Юрьевна

Баландеу Светлана Александровна

Колесникова Ольга Александровна

Сёмка Галина Юрьевна

 

 Основную часть всей информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. А у современного ребёнка нагрузка на глаза огромная – это и без контрольный просмотр телевизора, не регламентируемые игры в компьютере, а отдыхают дети только во время сна.

          Из года в год мы, логопеды речевого сада ГБДОУ № 70 Кировского района, наблюдаем за тем, как в наших группах увеличивается количество детей с нарушением зрения. Если в начале 2000-х годов в каждой группе насчитывалось один, иногда, два ребёнка со сниженным зрением, а дети, носящие очки, были редкостью, то в настоящее время таких малышей стало значительно больше — до 30 – 35 % в каждой группе.

          К сожалению, всеобщая компьютеризация не улучшает эту ситуацию, т.к. в результате к домашним нагрузкам на глаза прибавилась нагрузка в детских садах на  занятиях с элементами использования ТСО и ИКТ.                                                               

          В связи с создавшейся ситуацией мы задумались над тем, как, используя компьютерные технологии, совместить работу над звукопроизношением  с профилактикой нарушения зрения у оптически здоровых детей и дальнейшего его ухудшения у детей со сниженным зрением. В результате мы решили объединить элементы нашей логопедической коррекционной работы над звуками с гимнастикой для глаз. Таким способом мы хотели достигнуть максимального расширения зрительно-пространственной активности в режиме занятия.

Данная система игр может представлять интерес для логопедов, педагогов и родителей, занимающихся  коррекцией речи.

Данное пособие является комплексным и отражает два принципа работы:

Во-первых, развитие навыков правильного звукопроизношения следующих звуков : С, З, Ц, Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ.

Во-вторых, здоровьесбережение и профилактика нарушений зрения.

Цель данного пособия  —  автоматизация звуков: С, З, Ц, Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ.

В блок 1 включены игры, в которых игровой персонаж – символ данного звука выполняет определённые действия. Эти действия ребёнок сопровождает произнесением необходимого звука, одновременно выполняя элементы гимнастики для глаз.

В блоки 2 и 3 включены игры, в которых  выбранный персонаж участвует в игровом сюжете, что сопровождается произнесением звука в открытых и закрытых слогах и движениями глаз в заданных направлениях ( восьмёркой, по кругу по / против часовой стрелки, по квадрату / треугольнику по / против часовой стрелки, по вертикальному или горизонтальному зигзагу, по диагоналям).

В следующих блоках 4, 5, 6, 7, 8 (игры «Почини картинки») проводится автоматизация звука в словах в разной позиции (в начале, в середине, в конце слова в ударном и безударном положении), что сопровождается движением глаз слева направо и справа налево.

В пособие включены презентации на каждый из перечисленных звуков, подробные методические рекомендации по использованию пособия, есть система поощрений при правильном выполнении  заданий ребёнком.  Контроль  за правильностью выполнения заданий  осуществляется взрослым. Только по клику мышки  взрослого меняется задание и появляется «приз».

          Разрабатывая данные игры, мы старались учитывать требования, предъявляемые к демонстрационному материалу, используемому на занятиях с детьми с нарушенным зрением, а также рекомендуемые специалистами по охране зрения различные виды упражнений для глаз, такие как:

Контрастность изображений.

Отсутствие излишних деталей в фоне и рисунке.

Предпочтительное использование красного, оранжевого, жёлтого, зелёного  цветов спектра и  оттенков, так как восприятие их несёт меньшую нагрузку на  рецепторы зрительного анализатора.      

          Пособие – это наша совместная разработка, каждый создавал свой раздел работы  :

Группа свистящих звуков :                     Группа сонорных звуков:

Звук /С/ — Баландеу С.А.                                   Звук /Л/ — Сёмка Г.Ю.

Звук /З/ — Колесникова О.А.                              Звук /Р/ — Сёмка Г.Ю.           

Группа шипящих звуков :                                Группа звуков африкатов :

Звук /Ш/ — Колесникова О.А                             Звук /Ч/ — Колесникова О.А.

Звук /Ж/ — Баландеу С.А.                                  Звук /Ц/ — Сёмка Г.Ю.

Звук /Щ/ — Баландеу С.А.

Система игр (презентация)

«АВТОМАТИЗАЦИЯ  ЗВУКОВ  И ОХРАНА ЗРЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ   ИКТ»

Комментариев нет

Оставить комментарий