Выход детей из режима самоизоляции: возможные риски и их профилактика

ГБДОУ детский сад № 4

Кировского района Санкт-Петербурга.

Воспитатель Цветкова Е.Т.

Нас всех, взрослых и детей: родителей, педагогов и воспитанников, объединяет то, с чем мы столкнулись в последние два-три месяца – это появление и распространение коронавируса и связанные с этим ограничения. Изменения в привычном образе и ритме жизни, коснулись всех жителей нашей страны. Трудно сейчас представить в полноте, какими будут последствия выхода из режима вынужденной самоизоляции для наших детей. Однако, анализируя обширный материал, накопленный психологической наукой, можно прогнозировать наиболее вероятные психологические риски ситуации самоизоляции для детей с учетом их возраста. И для профилактики развития этих рисков мы подобрали несколько рекомендаций специалистов – педагогов и психологов.

  1. Дети тонко наблюдают за тем, как взрослые относятся к происходящему,  перенимают  поведение  и отношение, которое наблюдают, поэтому следует ограничить просмотр и обсуждение при них новостных сводок, вызывающих у взрослых бурный эмоциональный отклик.

  2. В дошкольном возрасте дети начинают понимать конечность жизни; очень восприимчивы к словам и эмоциональному состоянию взрослых. Появление страха смерти в этом возрасте является закономерным явлением развития их психики. Как правило, дети об этом не заговаривают, поэтому многие родители считают, что их ребенок о смерти и не задумывается. Это не так, просто обыкновенно дети сами постепенно справляются с такими переживаниями, но только, если в семье жизнерадостная атмосфера, и родители не обсуждают постоянно болезни, опасность  заболеть и умереть. Общаясь со старшими дошкольниками и в их присутствии, важно исключить упоминание слова «смерть» в контексте темы коронавируса; акцент делать на понятии «профилактика»; в объяснениях выбирать наглядные образные формы представления информации (мультфильмы, иллюстрации, сказочные истории); расширять круг тем для обсуждений и сферу дел и интересов ребенка.

  3. В старшем дошкольном возрасте (5-8 лет) у детей страх смерти сохраняется, преобразовавшись в страх потери родителей. Родители могут, привыкнув к достаточной самостоятельности и «взрослости» своих детей, не придать значения участившимся с их стороны вопросам: «когда ты вернешься с работы?», «а можешь пораньше прийти?», «зачем тебе туда идти?». Тогда как эти вопросы могут отражать внутреннее беспокойство за родителей, характерное для возраста, плюс усиленное разговорами об угрозе заражения. Родителям, работающим сейчас, особенно важно детально и много раз рассказывать своим детям о тех мерах безопасности, которые они принимают, выходя на работу; о том, что риск заболеть такой же, как и при карантине по гриппу.   

  4. Будьте готовы к тому, что дети реагируют на стресс по-разному, могут быть более тревожными, замкнутыми, злыми или возбужденными и т. д. Реагируйте на реакции вашего ребёнка с пониманием, прислушивайтесь к тому, что его волнует, щедро одаривайте его любовью и вниманием.

  5. Помогите детям найти открытые способы выражения таких чувств, как страх и печаль. У каждого ребёнка есть свой способ выражения эмоций. Участие в творческой деятельности, будь то игра, рисование или лепка, значительно облегчит этот процесс. Дети чувствуют облегчение, если они выражают и передают свои чувства в безопасной и благоприятной для них среде.

  6. Прививайте ребенку гигиену использования цифровых устройств. Ограничьте «время экрана» для телевизора, мобильного телефона или компьютера. Помните, что самое ценное время – это время, проведенное вместе со взрослым. Именно так ребенок может получить ответы на возникающие вопросы, опыт совместного эмоционального переживания.

Извлекайте пользу из сложившейся комбинации внешних обстоятельств: пусть пребывание дома станет ресурсом для освоения новых навыков, получения знаний, для интересных дел и общения друг с другом!

Литература:

  • Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010, 313 с.

  • Николаева Л.В. Представления об опасностях и типические особенности реагирования в ситуациях угрозы у детей старшего дошкольного возраста// Вестник Череповецкого государственного университета. –  2011. –  №2. –  Т 2. –  С. 140-144.

  • Трушкина С.В. Стресс и его последствия у детей первых лет жизни// Современное дошкольное образование. – 2018. — №3(85). – С. 24-31.

Комментариев нет

Оставить комментарий