Технология БОС в группе компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелые нарушения речи

ГБДОУ детский сад №196 компенсирующего вида

Кировского района Санкт – Петербурга

учитель-логопед Борисова Т. Г

Логопедическая коррекция не может обойтись без работы над развитием дыхания, так как правильное дыхание – основа плавной красивой речи, основа здорового образа жизни. Обратиться к теме развития дыхания более глубоко подтолкнула жизнь: наше учреждение посещают дети с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи на фоне стертой дизартрии, моторной алалии, с ринолалией, с заиканием), в речевые группы стали поступать дети с кохлеарными имплантантами, имеющими в анамнезе нейросенсорную тугоухость. Для детей со всеми этими нарушениями характерен ряд особенностей как физиологического дыхания, так и речевого. Кроме того, нередко у детей с ограниченными возможностями здоровья внимание неустойчиво, затруднены процессы запоминания, есть проблемы в поведении, обусловленные синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

С 2012 года нами используется программный комплекс «БОС-здоровье» с детьми 4 -7 лет, имеющими ограниченные возможности здоровья, с целью формирования диафрагмально-релаксационного дыхания (дыхания по Сметанкину). Приборы биологической обратной связи (БОС) представляют информацию о работе сердца, легких на экране компьютера в доступных даже детям звуковых и зрительных сигналах, что дает возможность оценить правильность тренировки, возможность управлять своими действиями для достижения нужного результата. Одновременно дети учатся соблюдению правил пользования компьютером.

Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию проводится в течение 2 курсов в год по 15 занятий в режиме эмуляции и на БОС-тренажере. Занятия предлагаются детям в форме полета в космос, похода в лес, путешествия в страну Здоровья с получением пропуска или паспорта здоровья. Каждое занятие проводится с применением психогимнастики (упражнения на расслабление, внимание, воображение), с включением образовательного компонента (на экране появляются картинки, связанные одной темой). Присутствие образовательного компонента в программе БОС (красочные слайды по 15 лексическим темам) делает возможным развитие лексики, грамматики, связной речи, просодических компонентов речи. Проведение тренингов в режиме эмуляции эффективно с малой подгруппой и индивидуально, с прибором только индивидуально.

При проведении занятий с применением технологии БОС мы отмечаем, что у детей улучшается плавность речи, активизируется внимание, происходит гармонизация процессов возбуждения и торможения, коррекция психо-эмоционального состояния, что нормализует поведение и положительно влияет на эффективность образовательного процесса, снижается уровень заболеваемости ОРЗ и гриппом. Самое ценное, что дети переносят полученные навыки здорового дыхания в жизнь, в семью, подтверждая тезис: «Правильно дышать – красиво говорить!» Применяя технологию БОС, мы приобщаем детей и родителей к здоровому образу жизни, открывая ребенку возможность вырасти здоровым, а, значит, и успешным. Педагогов привлекает в технологии БОС возможность сочетания современных и традиционных методов обучения, использования этой технологии для профилактики профессионального выгорания.

Список литературы

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – СПб.: «Паритет», 2005. – 128 с.

2. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007. – 160 с.

Комментариев нет

Оставить комментарий