«Дом здоровья ребенка»

ГБДОУ №17,Виноградовой Любови Ильиничны, воспитатель высшей квалификационной категории.

  (Из опыта работы здоровьесберегающие технологии на экологической тропе)

 «Здоровый человек – самое драгоценное

произведение природы»        Т. Карлейль

Здоровье ребенка следует рассматривать как состояние гармонии между ребенком и окружающей средой, поэтому задача воспитателя и родителей заключается в поиске и разработке соответствующего подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.

Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Человек сам строитель своего «Дома здоровья». Мы должны привить ребенку интерес и бережное отношение к своему личному здоровью, создать условия, подобрать методы для строительства этого «Дома здоровья» наших воспитанников. Найти небольшой уголок на участке, чтобы научить детей общаться с природой, бегать босиком, подставлять свое тело жаркому солнцу и теплому ветру, двигаться в естественной среде, прятаться от дождя и холодного ветра (песок, трава, галька, шишки, желуди, доски, коврики, палатки, скамейки, маленький надувной бассейн, спортивный инвентарь, и т.д.) Воспитатель должен научить детей бережно относиться к каждой травинке, цветку, пчелке. Природа должна оставаться чистой, ведь она залог нашего здоровья. С этой целью я организовала экологическую тропу здоровья. Основные задачи организации «Экологической тропы здоровья»:

знакомство детей с ближайшим окружением, профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-­психического состояния детей; приобщение детей к здоровому образу жизни.

Природа, как среда обитания человека, является источником его здоровья, физического и двигательного развития. Только рядом с природой можно формировать такие качества ребенка, как: самосознание и самооценка, адекватное отношение к себе и к окружающим, развитие волевых качеств, осознание себя как личности, возможно только если ребенок будет осознавать то, что он часть природы.

Оздоровительные силы природы — солнце, воздух и вода. Самым эффективным методом является проведение этих занятий на экологических тропах здоровья — одна из самых увлекательных и интересных форм физического воспитания. На экологической тропе здоровья, мы применяем такие нетрадиционные методы укрепления здоровья в теплое время года:

проводим физкультурные занятия с экологической направленностью на свежем воздухе: путешествия, эстафеты, олимпиады и др., подвижные игры, упражнения с экологической направленностью, самомассаж открытых частей тела, стопотерапия: ходьба босиком по чистой траве, песку, мелким камушкам, катание стопой мелких предметов, закаливание водой: хождение босиком по мокрой траве, влажные обтирания, ароматерапия: вдыхание аромата разных растений (если нет аллергии), зрительная и дыхательная гимнастика, слушание различных звуков природы и аудиозаписей, развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с природным материалом, терморегуляция организма: правильный подбор одежды, питьевой режим, и т.д.        

В холодное время года: метание снежков, ходьба на мини-лыжах, катание с гор, на санках,  на ледяных дорожках.

Потребность в самосовершенствовании своего организма, в укреплении своего здоровья мы даем ребенку через валеологические и экологические беседы. На всех этих беседах я стараюсь подвести детей к выводу сопоставления человека и природы, что все мы похожи. Положительные эмоции очень важны для здоровья, их можно получить только от общения с природой: я учу их прислушаться к себе, к звукам природы, провожу упражнения на релаксацию, развиваю осязательные ощущения (сначала трогаем настоящие объекты природы, затем воображаемые) и просто любуемся окружающим пейзажем. На экологической тропе здоровья происходит здоровое общение ребенка с природой:

-ребенок становится гибким как ветка рябины, быстрым как тигр, ловким как белка, прыгучим как заяц, зорким как орел, и т.д.

-здесь дети учатся заботиться о природе, а значит и о собственном здоровье, о здоровье окружающих.

На тропе здоровья строя «Дом здоровья ребенка» мы решаем не только оздоровительные задачи, но и познавательно – речевые, и воспитательные. Мы стремимся к тому, чтобы дети стали более выносливыми, закаленными, ловкими, дружными, заботливыми, а главное здоровыми. Чтобы ценили природу – потому-то она источник нашего здоровья и радости.

Многие дети  имеют проблемы с координацией движений, низкий уровень осязательной чувствительности, нарушения мелкой и общей моторики. Мышечная активность таких детей либо вялая, либо слишком напряжена. Существует прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и развитием речи. И где, как ни на природе ребенку предоставляется возможность побегать, попрыгать, расслабиться, прикоснуться к природному материалу.Проговаривание различных стихов с движениями о природе и на природе также решает двигательно-речевые задачи.

Просветительская работа среди родителей по валеологии способствует тому, что они стараются больше внимания уделять своему здоровью и здоровью детей: занимаются с ними зарядкой, выполняют простейший самомассаж, записывают детей в спортивные секции или танцевальные кружки, более внимательно относятся к окружающему миру, в котором живет их ребенок. Они участвуют в  спортивно-экологических праздниках и досугах.

В итоге проведенной оздоровительной работы в логопедической группе дети научились в повседневной жизни самостоятельно регулировать тепловой и питьевой режим, следить за своим дыханием, организовывать подвижные игры. Дети стали лучше ориентироваться в пространстве, у них повысилось произвольное внимание, а также появилось осознанное отношение к самостоятельной двигательной активности.

Литературные источники:

Арапова-Пискарева Н.А. Воспитательная система «Маленькие Россияне» Мозаика-Синтез 2005(Мини-программа «Друзья природы», «Природа-ребенок-здоровье»)

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья Сфера 2009

К этой статье нет тегов.

Комментариев нет

Оставить комментарий