Пуату Валентина Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №2
компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Известно, что одним из эффективных средств воздействия на мелкие мышцы кистей рук является массаж. Массаж включает в себя воздействие на проекционные точки с помощью следующих движений: разминание, пощипывание, поглаживание, вибрация.
Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, а также эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память, зрительно — моторная координация, развитие речевой и творческой сфер. Игровые упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью.
Элементы самомассажа можно проводить с помощью дополнительных средств, таких как массажные шарики «Су-джок» с пружинками, мячики с шипами, грецкий орех, граненый карандаш, шишки, плоды каштана, прищепки и т.д. Веселые стихи, обыгрывающие массажные движения, превращают самомассаж в увлекательную игру.
Кошка-шалунишка
Автор стихов Пуату Валентина Анатольевна
Поглаживание
1. Шла кошка по ковровой дорожке |
1.Плоскостное поглаживание (всей ладонью) тыльной стороны кисти от кончиков пальцев до середины предплечья. |
2. Нашла кошка Цветных ниток клубочек, То ли цветочек. |
2.Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев (первые четыре строки); пятая и шестая строка — спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух- пяти пальце (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава). |
3. Грациозно она потянулась, |
3.Зигзагообразное поглаживание предплечья и кисти. |
Растирание
1.Потирала кошка лапки, приговаривала: |
1.На первые три строчки стихотворения дети потирают ладошки; проговаривая третью и четвертую строчки, сжимают и разжимают кулаки |
2. Ушки лапкой я помою, Чтобы лучше слышать |
2. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средним и концевыми фалангами) – на первые четыре строки. На пятую-восьмую строку — граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки . |
3. Уж задам я трепку всем, |
3. Пиление ладони пальцами противоположной руки (суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы) – на первые 2 строчки. |
4. Будет очень вкусно мне, |
4. Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом). |
Разминание
1. Долго кошечка мечтала,
|
1.Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки. 2. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. |
Вибрация
1.Вдруг пожилая хозяйка, 2. Где же ниток клубок?
4.Постучала по домику, |
1.Пунктирование двумя- пятью пальцами (игра на пианино). 2. Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки. 3.Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев. 4.Поколачивание ладони кулаком противоположной руки. |
Поглаживание.
А оттуда веселая мордочка вдруг говорит: |
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти. |
Литература
- Беляковская, Н.Н., Засорина, Л.Н., Макарова, Н.Ш. «Учим ребенка говорить: Здоровьесозидающие технологии». — М.: «Сфера», 2009 г.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М., 2008.
Комментариев нет