Игровой самомассаж для дошкольников

Пуату Валентина Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №2

компенсирующего вида  Кировского района Санкт-Петербурга

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости  от степени развития тонких движений пальцев рук.  Известно, что одним из эффективных средств воздействия на мелкие мышцы кистей рук    является массаж. Массаж включает в себя воздействие на проекционные точки с помощью следующих движений: разминание, пощипывание, поглаживание, вибрация.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма, а также эффективным средством совершенствования  таких психических функций, как внимание, память, зрительно — моторная координация,  развитие речевой и творческой сфер. Игровые упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления      к здоровью.

Элементы самомассажа можно проводить с помощью дополнительных средств, таких как массажные шарики «Су-джок» с пружинками, мячики с шипами, грецкий орех, граненый карандаш, шишки, плоды каштана, прищепки  и т.д. Веселые стихи, обыгрывающие массажные движения, превращают самомассаж в увлекательную игру.

Кошка-шалунишка

Автор стихов Пуату Валентина Анатольевна

Поглаживание

1. Шла кошка по ковровой дорожке
Мягко лапками ступала,
Играть деткам не мешала.

1.Плоскостное поглаживание (всей ладонью) тыльной стороны кисти                               от кончиков пальцев до середины предплечья.

2. Нашла кошка

Цветных ниток клубочек,
Не поймет: то ли мячик это,

То ли цветочек.
Повертела его, покрутила,
Да и в домик к себе закатила.

2.Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев (первые четыре строки); пятая                          и шестая строка — спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух- пяти пальце (от кончиков пальцев                                         до лучезапястного сустава).

3. Грациозно она потянулась,
И в свой домик тихонько                                  вернулась.

3.Зигзагообразное поглаживание  предплечья и кисти.

 

Растирание

1.Потирала кошка лапки, приговаривала:
Вот, я умница, вот проказница,
Не заметил пропажу никто,
Такая игра мне нравится.

1.На первые три строчки стихотворения дети потирают ладошки;                      проговаривая третью и четвертую строчки, сжимают и разжимают кулаки

2. Ушки лапкой я помою,                              Чтобы лучше слышать
Носик тоже вымою —                     Расшалились мыши.
И скребут всю ночь,                              И весь день скребут,
Моим деточкам спать                       Совсем не дают.

2. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средним и концевыми фалангами) – на первые четыре строки. 

На пятую-восьмую строку — граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки .

3. Уж задам я трепку всем,
Никого не упущу,
Может, даже съем совсем,
Никому я не спущу.

3. Пиление ладони пальцами противоположной руки (суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы) – на первые 2 строчки.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки – на третью  и четвертую строку.

4. Будет очень вкусно мне,
И, конечно всей семье.

4. Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

 

Разминание

1. Долго кошечка мечтала,
И, как водится, устала.


2.Ну, зачем мне это нужно,
Силы тратить зря свои.
Я посплю, а все, что нужно
Сделают хозяева мои.

1.Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

2. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.                                    

 

Вибрация

1.Вдруг пожилая хозяйка,
Заворчала, ногами затопала,

2. Где же ниток клубок?
«Вылезай-ка», -говорит она строго кому-то,


3.Я еще свой носок не заштопала!
А уж, ниток и нет, почему-то.

4.Постучала по домику,
Тук-тук-тук-тук.

1.Пунктирование двумя- пятью пальцами (игра на пианино).

2. Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки. 3.Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

4.Поколачивание ладони кулаком противоположной руки. 

 

Поглаживание.

А оттуда веселая мордочка

 вдруг говорит:
«Ты искала меня, дорогая хозяйка?
Я клубок твой нашла, вот возьми, поиграй-ка!»

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Литература

  1. Беляковская, Н.Н., Засорина, Л.Н., Макарова, Н.Ш. «Учим ребенка говорить: Здоровьесозидающие технологии». — М.: «Сфера», 2009 г.
    2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми  5 – 6 лет. М., 2008.

Комментариев нет

Оставить комментарий