День одной игрушки. Развивающие игры с пирамидкой

Подготовила воспитатель ГБДОУ  детского сада № 24

Кировского района Санкт-Петербурга

Максимова Л.В.(Из опыта работы).

 В настоящее время проблемы эмоционального здоровья детей и уровня их психологической готовности является чрезвычайно актуальными. Разговор идет о вреде большого количества домашних игрушек у детей. Родители стараются занять ребенка игрушкой, забывая, что для него важнее родительское включение в процесс. Психологи подтверждают, что от обилия игрушек дети перенасыщены впечатлениями. В связи с этим снижается концентрация внимания и возникают сложности в развитии воображения.

В интернете меня заинтересовала статья «День одной игрушки», где ребенку от обилия игрушек предлагается устраивать «разгрузочные дни». При взаимодействии с семьей, в группе тоже было рекомендован родителям «День одной игрушки» с пирамидкой. Родители с удовольствием включились в этот вопрос, используя не только предложенные в статье игры, но и проявили фантазию и творчество в создании своих игр.

Таким образом, у нас появилась картотека развивающих игр с пирамидкой. Ценным является то, что это разноплановые игры, которые способствуют не только логическому мышлению и сенсорному развитию, но и физическому, социально-коммуникативному  и речевому развитию.

Для начала хочется сказать, что пирамидка – это сама по себе удивительная развивающая игрушка для всех поколений, которая не теряет своей актуальности уже десятилетия. Детская пирамидка растет вместе с ребенком, который гармонично развивается, играя с ней. Каких только пирамидок нет — цветные и одноцветные, с кругами, квадратами и многогранниками, секторами и сложными формами, деревянные, пластиковые или даже надувные.

Польза пирамидки для развития ребенка

  • Пирамидка с кольцами разного цвета будет отличным пособием по изучению цветов. Детей до года больше привлекают чистые              оттенки красного, желтого, зеленого и синего.  
  • Понимание причинно-следственных связей. Некоторые пирамидки, если собрать их определенным образом, начинают светиться или издавать разные звуки. Ребенок понимает, что для того, чтобы услышать музыку, он должен правильно собрать пирамидку. 
  • Координация движений и развитие мелкой моторики. Собрать любую пирамидку непросто, ведь малышу приходится брать в руки кольца разного размера и даже формы, совмещать отверстия в кольцах со стержнем.
  • Развитие логики ребенка. Чтобы собрать пирамидку, вначале нужно надеть на стержень кольцо побольше, а лишь потом поменьше, иначе ничего не получится. 
  • Знакомство с понятиями «сверху-снизу», «больше-меньше», «над-под». Некоторые пирамидки состоят не только из разноцветных колец, но и из шариков, кубиков, треугольников. Играя с ними, ребенок учится различать эти формы предметов. 
  • Изучение чисел. Малыша можно научить считать: «Сколько колец всего у пирамидки? Сколько надето?». 
  • Понимать и выполнять словесные указания: «возьми», «надень», «сними», «положи», «достань» и т.д.

Картотека развивающих игр с пирамидкой

  • «Башня» Собираем пирамидку на ощупь с закрытыми глазами или не надевая колечки на стержень.
  • «Покати и закрути» Катаем колечки от пирамидки по полу или друг другу и закручиваем «волчком». 
  • « Одень на стержень» Одеваем на стержень пирамидки резинки для волос разного размера и цвета.
  • «Рыбалка наоборот» Колечки-рыбки попали на берег и нужно вернуть их в воду. (Спицу безопаснее брать с двусторонними стопами)
  • «Попади в корзину» Бросаем колечки в ведро, тазик, коробку. Стараемся не переступать через линию.
  • «Меткий стрелок» Стараемся попасть в мишень колечком.
  • «Чай с бубликами» Сортируем колечки по цвету и размеру. Например, красной рыбке бублик с малиновым вареньем, фиолетовому крабу – с черничным и т.д. Большой матрешке самые большие бублики, средней – поменьше и т.д.
  • «Пальчиковый театр» Разыгрывает сказку «Три медведя», медведей подбираем по размеру, а для Машеньки — красное колечко (под цвет платья). Наряжаемся в браслеты. 
  • «Трафареты» Рисуем сюжеты, где не хватает круглых деталей. Потом подбираем по размеру колеса машинам, комы — снеговикам и т.д. Подбираем к трафарету кольца по цвету.
  • «Лабиринты» Рисуем дорожки по ширине колец. Подбираем колечки для своей дорожки, катаем.
  • «Плоты» Чтобы цветные плоты не протекали, чиним бреши пластилином. Спускаем на воду, пассажиров тоже подбираем в цвет.
  • «Поезд» Рассаживаем пассажиров по вагонам, для каждого – свой цвет. Придумываем новые стержни из подручных средств. 
  • «Дорожки» Выкладываем дорожки от мамы утки к утенку. Сначала просто, потом — от большего к меньшему. По деревянной дорожке можно пройтись босиком.
  • «Горки»  Скатываем колечки с горки — чье дальше укатится. Катаем и крутим на карандаше.
  • «Прятки» Выкладываем все колечки, запоминаем, одно незаметно прячем. Какое укатилось? Придумываем, на что похоже укатившееся колечко. Например, красное — помидор, солнце на закате и т.д.
  • «Прятки в комнате» Спрятать колечки в комнате. Искать по принципу горячо-холодно.
  • «Чудесный мешочек» Засовываем руку в мешок и находим на ощупь верхушку, самое маленькое и самое большое колечки.
  • «На шнурке» Катаем колечко на шнурке, наклоняя его то в одну, то в другую сторону. Закручиваем. Ловим не сходя с места. Нанизываем «бусы» из колечек и катаем их все вместе. Привязываем к ножкам стула и играем в счеты.
  • «Найди место» Обводим колечки на листе бумаги. Для первого задания цвета совпадают, и колечки нужно разложить по цвету. Для более сложного — цвета не совпадают, и колечки раскладываем только по размеру. Круги можно потом закрасить или залепить пластилином.
  • «Прыгалки» Колечко можно привязать на веревку, крутить по кругу, перепрыгивать.
  • «Вышибалы» Одно колечко пускаем по полу, пытаемся сбить другое.
  • «Произнеси правильно» В старшем дошкольном возрасте детская пирамидка помогает справляться с речевыми трудностями. C ее помощью ребенок сможет освоить произнесение длинных многосложных слов, нанизывая кольца на стержень и проговаривая слово по слогам.

Если на кольца наклеить картинки со звуками, ребёнок будет их произносить правильно и отрывать.

Если наклеить изображения предметов, то называя их правильно, ребёнок сможет снять картинку.

Если наклеить изображение животных, ребёнок должен звукоподражать.

Если наклеить простые слова и слоги, можно произносить их правильно, поворачивая пирамидку вокруг оси.

Играйте с пользой и удовольствием! Учитывая доказательства того, что маленькие дети могут извлечь пользу из тренировки внимания. Практикуйте день одной игрушки. Среда, в которой меньше отвлекающих факторов, может предоставить малышам возможность использовать свои способности к сосредоточению.

Поэтому следуйте советам психологов и ограничьте арсенал игрушек своего малыша, это стопроцентно пойдет ему на пользу, и деньги можно будет потратить на что-то более важное для семьи. 

Список литературы

  1. Источник:http://taberko.livejournal.com/186941.html
  2. Кириллова, Ю. А. Если вы играете с ребенком дома… / Ю.А. Кириллова. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Скоролупова, О. А. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. — М.: Скрипторий 2003, 2005.
  4. Субботина, Л. Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей / Л.Ю. Субботина. — М.: Академия Развития, Харвест, 2011.
  5. Титова, Ю. Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет / Ю. Титова, О. Фролова, Л. Винникова. — М.: Эксмо, 2010.

Комментариев нет

Оставить комментарий