Заместитель заведующего по УВР
ГБДОУ детский сад №16
Кировского района Санкт-Петербурга
Булатова Ирина Николаевна
«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»
https://3cc.lord-film.cc/81485-golovolomka-2015.html
(ссылка на мультфильм «Головоломка» 2015 год)
Итак, вы уже догадались, речь сегодня пойдет об эмоциях, когда эмоции берут верх!
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
- Повышение сплоченности коллектива
- Приобретение навыков позитивного мышления
- Развитие умения распознавать эмоциональные состояния
- Нахождение внутренних ресурсов, творческое самораскрытие
Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот лишь неполный спектр чувств и эмоций, возникающих в процессе познания и деятельности человека.
Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Эмоции – реакции человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, музыкального произведения, самочувствия и т.д. а самочувствие, в свою очередь, так же зависит от эмоционального состояния.
Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Эмоции стали одним из признаков человечности. Педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны уметь сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Бытовые трудности, конфликты с семьей, недопонимание с коллегами – все это вызывает негативные эмоции, которые педагоги могут неосознанно срывать на детях. Очень важно дистанцинироваться от негатива, который плохо влияет как на самого педагога, так на детей и на образовательный процесс в целом.
Педагоги делятся на две команды. Выбирают себе название по жребию (список базовых эмоций – радость, печаль, страх, гнев, брезгливость) ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ!!! Представляют свои команды.
Игровое упражнение «Счет глазами»
Цель: включение в работу, тренировка внимания, снятие напряжения, создание ощущения доверия и принятия в группе.
Ведущий выбирает глазами того, кому он передает дальнейшего счета и, глядя на него, говорит: «Один». Тот выбирает глазами того, кому он передает дальнейший счет, и говорит «Два». И так далее.
1 задание: коллаж «Условия эмоционального комфорта»
Материалы: вырезки из журналов, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры ит.д.
Задача первой группы: создать коллаж, рассказывающий об условиях эмоционального комфорта педагога на работе.
Задача второй группы – создать коллаж, рассказывающий об условиях эмоционального комфорта педагога дома, семьи.
По окончании работы проходит защита проектов.
2 задание: детская игра «Подбери эмоцию»
Игрокам предлагается на смарт доске собрать эмоцию из отдельных фрагментов.
3 задание: конкурс «Тренируем эмоции»
Ведущий предлагает участникам команд по очереди произнести фразу «Наша Таня громко плачет…» с разной эмоциональной окраской:
- Рассерженный человек;
- Злая волшебница
- Увидевшая чудо
- Любящая мама
- Генерал, отдающий команды
- Радостный ребенок
- Сонный человек
- Ребенок, у которого отняли игрушку
- Ребенок, потерявшийся в лесу
- Уставший после работы человек
- Человек, которого толкнули на улице
- Муравей, который тащит веточку
Участники поочередно вынимают из конверта задания и вслух сообщают остальным.
4 задание: игра «Заколдованный человек»
Ведущий сообщает участникам игры, что все они заколдованы — не могут говорить, и в таком состоянии должны выполнить следующее задание. Необходимо «объяснить» своей команде с помощью мимики и жестов предложенные слова: салют, капуста, снег, лампочка, лимон, чайник, окно, клетка.
5 задание: игра «Карусель эмоций»
Командам предлагается рассмотреть фотографии, передающие различные эмоциональные состояния людей. Задание – сделать подписи к каждой фотографии, наиболее точно распознавая представленную на ней эмоцию.
Команде дается 2 минуты. После чего, озвучивают свои ответы и проходит обсуждение.
6 задание: упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, позитивного восприятия мира, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материал: обычные резиновые калоши с веселым дизайном, карточки с ситуациями.
Командам предлагается поиграть в игру «Калоши счастья».
У Г.Х. Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача – надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека – оптимиста.
Участники, надев калоши, отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.
Приложение:
- Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом
Варианты ответов:
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы
- На работе задержали зарплату
Варианты ответов:
- Можно сэкономить на чем-то
- Можно теперь сесть на диету
- По дороге на работу вы сломали каблук
Варианты ответов:
- Хороший повод купить новые сапоги
- Свой вариант
- Вы внезапно заболели
Варианты ответов:
- Хороший повод отдохнуть
- Заняться наконец-то своим здоровьем
- Вы попали под сокращение
Варианты ответов:
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности
- Новый коллектив, новые перспективы
- Большинство детей показали слабые результаты мониторинга
Варианты ответов:
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили
- Свой вариант
7 задание: песенный конкурс «Противоположности»
Команды поочередно вынимают из конверта темы противоположных по смыслу песен, которые они должны исполнить.
Предлагаемые темы:
- Солнечная-дождливая
- Грустная – веселая
- Мокрая – сухая
- Встреча – разлука
- Вопрос – ответ
- Детская – взрослая
Приложение (примеры):
- Солнечный круг, небо вокруг….
- Пусть падают капли, а мы веселимся» ни капли, ни капли дождя не боимся!
- Темная ночь, только пули свистят по степи…
- Пора-пора-порадуемся на своем веку!…
- Я водяной, я водяной!поговорил бы кто со мной…
- Учкудук, три колодца….защити нас от солнца…
- Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило!…
- Мы расстаемся, чтоб встретиться вновь. Ведь остается на свете любовь…
- Ну где же вы девчонки?
- Ничего на свете лучше нету – чем бродить друзьям по белу свету..
- Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…
- Очи черные, очи страстные, очи жгучие и прекрасные…..
Подведение итогов:
Уважаемые коллеги! Мир эмоций – велик и непредсказуем! Порой мы бережно относимся к вещам, и совсем не научены бережно относится к людям! Мы, педагоги, можем одну и ту же информацию доносить до ребенка с разным эмоциональным посылом. Давайте учиться быть позитивными, уважать личность в каждом ребенке, не переносить на него свои негативные эмоции. Очень хочется верить, что сегодняшняя игра зарядила вас позитивными эмоциями.
Комментариев нет