Техника «Эбру» и особенности ее применения в работе с дошкольниками

ГБДОУ детский сад № 65 Кировского района Санкт — Петербурга

Петрова Ирина Владимировна,

Мельникова Анна Павловна,

Дмитриева Вероника Сергеевна

В современном образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. Однако незаслуженно упускается тот факт, что здоровье — понятие сложное, многокомпонентное. Здоровье — это не только физическая активность, правильное питание, гигиена и соблюдение режима дня. Есть еще одна важная составляющая – эмоциональный фон человека, его психологическая устойчивость к стрессам и невзгодам, подстерегающим как взрослых, так и детей в условиях большого города. Спешка, многолюдность, огромная занятость – все это накладывает свой отпечаток на людей. Организм требует эмоциональной стабильности, своеобразной «подзарядки», «перезагрузки». Сегодня совершенно очевиден тот факт, что большинство детей требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. Этими факторами являются: ускорение темпа современной жизни, ранний выход матери на работу, дефицит времени и общения и т. д. Я думаю, вы со мной согласитесь, что мир ребенка — сложный мир. Каждый ребенок это личность, есть у него свои чувства, эмоции, потребности, желания, страхи и тревоги. Нам, педагогам, необходимо ежедневно учитывать это в своей работе, чтобы вырастить полноценного, здорового всестороннее развитого человека. Не последнюю роль в становлении личности играет психоэмоциональное состояние ребенка. Положительный эмоциональный настрой способен повысить работоспособность и качество усваиваемого материала, способствует лучшей адаптации к новым условиям и социализации детей в целом. У каждого человека есть моменты в жизни, которые влияют на настроение. Для преодоления «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является арт – терапия.

С момента рождения нас окружают множество разнообразных оттенков и цветов. Они сопровождают нас повсюду. Гёте, например, отмечал, что: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость». Конечно, ведь цвет – это не просто краски на бумаге, это то, что окружает нас повсюду, волшебство, способное влиять на наши чувства и менять настроение. Одни цвета успокаивают, другие — наоборот, возбуждают. Цвет, который выбирает ребенок, может рассказать о его настроении, характере, о том, что ему сейчас не хватает, тревожит.

Каждый из нас знает, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисование раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию, свои эмоции. А положительные эмоции, как мы знаем, составляют основу психологического здоровья и эмоционального благополучия детей.

В вопросах детского развития, в последнее время, очень популярными стали нетрадиционные виды рисования. Одной их наиболее актуальных является техника рисования на воде – Эбру.  Термин «Эбру» переводится с персидского как «воздушные облака». Дети воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. В Эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно неумеющий рисовать, с первого раза создает что – то красивое. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм. При работе с красками развивается мелкая мускулатуру руки, глазомер, происходит развитие наглядно – образного мышления, активизация речевой деятельности. Так как краски разных цветов, не стоит забывать, что одни из них способствуют уравновешиванию, другие поднимают настроение. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию.

Для создания картин в данной технике требуется: крахмал, лоток, вода, кисточка, гребень, краски, салфетки, палитра, бумага акварельная (или специальная).

Рисование начинается с подготовки жидкости. Необходимо взять посуду с широкой поверхностью и приготовить не густой клейстер из крахмала. После того как он остынет, добавить в него немного канцелярского клея и все перемешать. Жидкость готова. Для рисования берем акриловые краски, разбавляем их водой до жидкого состояния. Каждый раз перед рисованием нужную краску перемешиваем. В лоток наливаем подготовленную жидкость. Набираем краску на кончик кисточки и, не касаясь кисточкой воды, аккуратно разбрызгивая, покройте поверхность воды капельками цвета самым произвольным образом. Эти капельки будут и фоном рисунка, и его основой. Затем тонкой кисточкой можно начать перемещать краски так, чтобы получился узор. Начать можно с самого простого – разводов и пятен. Затем можно усложнить рисунок. На кончик палочки или кисточки набрать краску и слегка прикоснуться к поверхности воды. У вас получатся точки, из которых далее воплощаем задуманное (линии, цветы, узоры). Для создания необычного рисунка можно использовать различные инструменты. Когда рисунок готов, его необходимо перенести на бумагу. Для этого берем лист бумаги, который соответствует размеру лотка. Кладем его на поверхность, ожидаем в течение нескольких секунд, края начнут подниматься. Затем нужно взять за края бумаги и поднять. Обязательно дать рисунку высохнуть.

Для того, чтобы получить интересный результат совсем необязательно быть мастером. Красивые узоры, цветы, звезды получаются сами собой, что не может не радовать наших маленьких и взрослых художников. 

Список используемых источников:

  1. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования Эбру// Инновационные педагогические технологии: материалы международ. науч. конф.- Казань: Бук, 2016. – с. 62 – 65
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2021/02/16/netraditsionnaya-tehnika-risovaniya

     

Комментариев нет

Оставить комментарий