Автор: воспитатели Новикова Людмила Валериевна,
Рачеева Наталья Всеволодовна
ГБДОУ детский сад № 70
Кировского района Санкт-Петербурга
«В сказках видна и душа, и мудрость. Они – богатство наше» В. А. Жуковский
Мы часто слышим вопрос ребёнка: Как понять «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
И наша задача открыть перед каждым ребёнком необыкновенный красочный мир русских народных сказок и помочь извлечь из них нравственные уроки добра, верности, дружелюбия, которые будут помогать ребёнку выбрать, в сложных ситуациях, правильный ориентир своих поступков, действий.
Преобразования в нашем обществе происходят стремительно. Время диктует необходимость воспитания и формирования творческой личности, креативной, способной решать возникающие в жизни проблемы нестандартно, ориентируясь на свой внутренний потенциал.
Дети, посещающие нашу коррекционную логопедическую группу, имеют проблемы с развитием связной речи, внимания, памяти, проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают несдержанные, даже агрессивные, имеют проблемы с личностной и нравственной саморегуляцией. Имеют проблемы и с адаптацией.
Они требуют особого внимания педагога, особого подхода к себе. Поэтому необходимо широко использовать в работе здоровьесберегающие методы и технологии. Мы используем в работе «Сказкотерапию».
Необходимо начинать формировать творческий потенциал, развивая внутренний мир каждого ребёнка, развивая внимание, память, мышление, связную речь, нравственные ориентиры.
В конце 20 века, в 60 – 70 –х годах, был сформулирован уникальный метод работы с внутренним миром ребёнка, разработанный и обоснованный Милтоном ХайлендомЭриксоном и основанный на использовании сказок и необычных сказочных ситуациях – это «Сказкатерапия».
«Сказка – это повествовательное народно — поэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил», — говорил Ожегов.
Сказки поучительны, в них добро побеждает зло, сказки помогают напитать душу ребёнка добром, помогают правильно оценивать поступки, формируют чувство благодарности.
«Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «Чему нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего банка «жизненных ситуаций», — так чётко, ёмко и лаконично выразила значение сказки для ребёнка Т. Д. Зинкевич — Евстигнеева
В научно-педагогической литературе «Сказкатерапия» определяется, как забота об эмоциональном и психическом здоровье личности средствами народно – поэтических произведений (сказками).
«Сказкотерапия» — это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека, чтобы помочь этой душе обогащаться и развиваться.
Сказкотерапия помогает развитию творческих способностей личности, формированию навыков адаптации в различных условиях, интеграции личности в предлагаемые обстоятельства, совершенствованию взаимодействий с окружающим миром, способствует обучению, воспитанию, даёт возможность педагогу осуществлять диагностику и необходимую коррекцию.
Сказкотерапия направлена на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие творческого воображения и внимания, способствует преодолению сложностей в общении со сверстниками и взрослыми, повышает самооценку и самоконтроль, вызывает у ребёнка чувство уверенности в собственных силах.
Этот метод увлекательный и интересный позволяет мягко воздействовать на формирование личности ребёнка, на развитие его связной речи. Позволяет ребёнку научиться преодолевать свои страхи, печали, раздражение и даже гнев и агрессивность.
С давних времён сказки и занимательные истории применялись в воспитании детей. Сказки, которые рассказывали детям с малых лет, помогали провинившемуся ребёнку осознать свой плохой или хороший поступок, самостоятельно сделать выводы.
Сказки всегда служили морально – нравственным эталоном, который способен научить детей жизни, самостоятельно оценивать и контролировать свои поступки, побуждать к совершению хороших добрых поступков и удерживать от плохих поступков. Сказки учат детей понимать «Что такое хорошо и что такое плохо», учат оценивать поступки героев сказок, думать и делать для себя определённые выводы.
Сказки динамичны, вызывают отклик в душе ребёнка, учат сопереживать, стимулируют познавательную активность детей, сказки предлагают выход из сложного положения, под влиянием сказок у ребёнка вырабатывается линия правильного поведения в различных, порой непредвиденных ситуация
Все сказки, которые даём детям, должны быть добрыми, со счастливым концом, лишь тогда они будут оказывать положительное влияние на ребёнка, его личность.
Театрализованная деятельность по сказкам вносит интерес и разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит радость творческой реализации и позволяет педагогу
мягко и эффективно воздействовать на ребёнка, многому «научить, играя».
Цель нашей работы – активизация творческого начала у детей, помощь в раскрытии ими глубин собственного внутреннего мира.
Огромную роль в этой работе играет ознакомление детей художественно-речевым наследием мудрого русского народа. Посредством знакомства с загадками, пословицами и поговорками, и русскими народными сказками происходит развитие художественной культуры ребёнка.
Огромная проблема наших детей – это недоразвитие связной речи. В процессе работы со сказкой совершенствуется связная речь, развивается монологическая и диалогическая речь детей. Обогащается и активизируется словарный запас.
Развиваются навыки выразительной передачи сказочных образов.
Происходит развитие эмоциональной отзывчивости, терпимости, внимания к нуждам другого человека, дети учатся осознавать свои чувства и потребности, соразмерять с ними свои поступки.
Знакомясь с русскими народными сказками, пересказывая и обыгрывая их у ребёнка развиваются мимика и пантомимика, память, слуховое внимание, мышление.
Дети пытаются передать свои впечатления об услышанном в различных видах деятельности (художественно – продуктивной, игровой, речевой…)
Всё это помогает самовыражению ребёнка, реализации его задумок, желаний, взглядов и переживаний.
Сказка для ребёнка – это психолог, который помогает лучше понять себя, помогает высказаться, проявить в полной мере свои творческие способности и таланты, т.е. самореализоваться.
Для полноценной организации такой работы с русской народной сказкой необходимо,
прежде всего, заинтересовать детей. Поэтому работа в данном направлении требует большого оснащения. В группе создана большая фонотека и видеотека, сформирована
библиотека русских народных сказок. Имеются картотеки загадок, пословиц и поговорок со схемами для запоминания, сделанными вместе с детьми.
Группа оснащена различными видами театра: пальчиковым, теневым, масочным, перчаточным, би-ба-бо, театром на ковролине…
Это помогает ребёнку в полной мере реализовать своё творческое воображение, свои творческие фантазии, дети имеют возможности к самовыражению.
Реализуя требования СТАНДАРТА, педагоги нашей группы приобщают к совместной работе родителей воспитанников.
Родители совместно с детьми делают дидактические игры по знакомству с русскими народными сказками («Узнай сказку по предмету», «Из какой сказки герой», «Что сначала, что потом» и др.) Помогают пополнять материалы масочного и теневого театра, изготавливая всё совместно с ребёнком дома.
Особое место в работе с русской народной сказкой занимает театрализованная постановка. Дети учатся заниматься творчеством сообща, учитывая интересы других людей.
Родители помогают в изготовлении декораций, атрибутов и костюмов к театрализованным постановкам русских народных сказок.
Родители помогают детям разучивать речевой материал. Они приходят на спектакль, иногда некоторые из них принимают участие в спектакле.
Заинтересованность родителей, совместная деятельность с ребёнком сближает их, формирует у детей чувство доверия, гордости за свою семью.
Театрализованная постановка объединяет и сближает детей, родителей и педагогов, все становятся единомышленниками, соучастниками в реализации единого творческого процесса.
Так «Сказкотерапия» служит развитию и реализации творческого начала ребёнка, развивает и воспитывает его, обогащает знаниями и эмоциями.
Наше русское народное наследие чрезвычайно богато и значимо, поэтому начинать знакомить с ним детей необходимо как можно раньше.
Каждый ребёнок должен взять в свою будущую жизнь больше добра и народной мудрости, заложенной в русских народных сказках.
Пусть жизнь наших детей всегда сопровождает сказка.
Используемая литература:
*Дерягина Л.Б. «Театрализованная деятельность в ДОУ» Детство – Пресс, С -Пб, 2014г.
* «Проектная деятельность в детском саду: Наука и педагогическая практика» «Школьная пресса»
Под редакцией Полянской Л.И.
*Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по Сказкатерапии»
*Короткова Л.Д. «Технология использования авторской дидактической сказки»
*Стишенок И.В. «Сказкатерапия для решения личных проблем»
*Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой»
Комментариев нет