Автор статьи: Куликова Наталия Леонидовна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 74 Кировского района Санкт-Петербурга
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).
Вот некоторые из причин нарушения осанки у детей:
- Мебель, не соответствующая возрасту,
- Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр.
- Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу).
- Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.
Ребенок в дошкольном учреждении долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома.
Взрослые, часто ругают детей за неусидчивость. Но сидячее положение для детей не отдых, а акт статического напряжения. Дети быстро устают от положения сидя, так как производят значительную работу (мышечную) и стараются быстрее изменить позу или подвигаться. Мышцы — разгибатели у детей дошкольного возраста еще слабы.
Для сна нужно выбирать твердую постель, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна — на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
Так же утомительно для ребенка положение стоя, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.
Если у ребенка сохраняются неправильная осанка, неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу ЛФК. Напоминания, как правильно ходить и сидеть не дают нужного результата, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение до 68 раз, для закрепления «мышечной памяти».
Для формирования навыка правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара — великолепное пособие для этого.
Для формирования правильной осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т. д.).
Игры-упражнения для формирования правильной осанки у дошкольников Оборудование: гимнастическая палка.
«Деревце» И.П.: стоя, ноги вместе, палку – на плечи. На «раз» — наклон влево, левую ногу в сторону на носок, палку вверх. На «два» — вернуться в и.п. Повторить то же в другую сторону. Количество повторов — 8 – 16 раз. Темп средний.
«Буква Г» И.П.: стоя, ноги врозь, палку – вниз. Наклониться вперед, прогнувшись в пояснице, палку тянуть вверх. Задержаться в этом положении на 3 – 5 секунд, затем вернуться в и.п. Выполнить 8 раз в среднем темпе.
«Пружинка» И.П.: стоя, ноги вместе, палка за спиной. На «раз» — прогнуться в пояснице, палку отвести назад как можно дальше. На «два» — вернуться в и.п. На «три» — немного присесть, прогнуться в пояснице, палку отвести назад. Четыре – и.п. Выполнить 8 – 16 раз в среднем темпе.
«Волна» И.П.: стоя на коленях, палку – за спину. Сесть на пятки, прогнуться, палку отвести назад как можно дальше. Вернуться в и. Выполнить 4 – 6 раз в медленном темпе.
«Карусель» И.П.: стоя, ноги вместе, палку – на плечи. Шагнуть левой ногой в сторону, согнув её в колене, и наклониться влево, держа спину прямо. Руки с палкой вверх. Вернуться в и.п. и повторить в другую сторону. Выполнить 8 раз в каждую сторону в медленном темпе.
«Байдарка» И.П.: сидя, ноги врозь, палка – над головой. Наклониться влево, стараясь держать спину прямо, вернуться в и.п. Повторить в другую сторону. Выполнить 4 – 8 раз в среднем темпе.
«Дельфин» И.П.: лежа на животе, ноги врозь, руки впереди. Приподнять над полом руки, верхнюю часть корпуса и ноги, прогнуться в пояснице. Вернуться в и.п. Выполнить 4 – 8 раз в среднем темпе
Предлагаю вам также ознакомиться с материалом о коррекционной работе по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста, используя комплексные занятия с фитболами и игровые упражнения на воде. https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/08/15/metodika-formirovaniya-pravilnoy-osanki-u-detey-doshkolnogo
Комментариев нет