Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников в игровой деятельности

Автор статьи: Пименова Снежана Владимировна, воспитатель

ГБДОУ детский сад  № 196  Кировского района Санкт-Петербурга

Современные социально–экономические и политические процессы постепенно приводят к изменению социальной жизни общества, в том числе отражаются на здоровье и здоровом образе жизни представителей различных поколений, в том числе и детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день проблема здорового образа жизни детей имеет важное значение в силу того, что результаты анализа состояния здоровья показывают значительную долю детей с выраженными заболеваниями различного характера, в том числе и имеющих хроническую форму. Это негативно отражается на процессе развития детей, их социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности.

В связи с этим актуальное значение приобретает формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста именно в рамках дошкольной образовательной организации, поскольку такой подход позволяет не только развивать у детей представление о сохранении здоровья, но и его укреплении.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры является «быть как взрослый», и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми: взрослый – ребенок, взрослый – взрослый, ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, в игровой, воображаемой ситуации.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте в рамках формирования представлений о ЗОЖ имеет важное значение. В рамках реализации игровой деятельности важность имеет ее содержание, которое должно отражать программные задачи и цель применения игровой деятельности; распределение ролей, при этом возможна интеграция художественных образов и вымышленных самими детьми.

Для реализации игровой деятельности необходимо соблюдение установленных правил, наличие социального мотива игровой деятельности, эмоциональное включение детей в процесс игры. В процессе игры возможно интеллектуальное развития детей, а также развитие воображения и речевой активности.

Для решения задач по формированию представлений о ЗОЖ мною были выбраны следующие виды игр:

  • Дидактические.
  • Сюжетно–ролевые.
  • Подвижные.

К каждому виду игр представлены игровые ситуации, отражающие формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Мы закаляемся».

Цель – сформировать представление детей о закаливающих процедурах.

Ход игры: детям было необходимо ознакомиться с карточками, на которых изображены особенности закаливания водой, воздухом и т.д. Дошкольникам было необходимо рассказать все, что знают о закаливании и проанализировать предложенные карточки.

Дидактическая игра «Витамины для здоровья».

Цель – познакомить детей с различными видами витаминов.

Ход игры: дошкольникам было предложено ознакомиться с картинками, на которых изображены фрукты и овощи, а на других картинках представлены виды витаминов.

Дошкольникам в процессе игры нужно было соотнести овощи и фрукты с представленными видами витаминов.

Применяются также сюжетно–ролевые и подвижные игры.

Сюжетно–ролевая игра «Здоровье в семье».

Цель – способствовать развитию представлений у детей относительно поддержания здорового образа жизни в семье.

Ход игры: дети разделили роли (мама, папа, дочка и сыночек). В ходе игры дошкольникам необходимо было обыграть процесс утренней зарядки, чистки зубов и умывания, завтрака. В процессе игры дети менялись ролями.

Сюжетно–ролевая игра «Поход к врачу».

Цель – способствовать развитию представлений у детей относительно врачей и процесса лечения в укреплении здорового образа жизни.

Ход игры: между дошкольниками были распределены роли врачей и пациентов. В процессе игры дети рассказывали, что и какой врач лечит, лечили пациентов, рассказывали об укреплении здоровья.

Подвижные игры.

Подвижная игра «Иммунитет».

Цель – сформировать представление об укреплении иммунитета.

Ход игры: выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2–3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «вирус» «заражает» останавливаются и стоят на месте. Те дети, у которых «Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им овощи или фрукты.

Подвижная игра «Виды спорта».

Цель – сформировать представление детей о видах спорта.

Ход игры: детям необходимо обыграть следующие виды спорта: футбол, волейбол, баскетбол, лыжная гонка, фигурное катание, бег.

Для закрепления полученных знаний далее проводится беседа с детьми «Здоровый образ жизни». В процессе проведения беседы детям задаются следующие вопросы:

  1. Здоровье важно для человека?
  2. Что ты знаешь о здоровом образе жизни?

Основываясь на двух основных вопросах, затрагивается тема того, как беречь здоровье, какими средствами необходимо пользоваться для его укрепления (зубная щетка, зубная паста, мыло, и т.д.).

Отдельное внимание необходимо уделить беседе о пользе спорта, фруктов.

Для практического закрепления знаний были реализованы проблемные ситуации. Для детей разрабатываются следующие проблемные ситуации, которые им необходимо было решить:

А) Коля редко умывается. Мальчику лень. Правильно поступает Коля и почему?

Б) Настя не кушает овощи, говорит, что они не очень вкусные. Поведение Маш правильное?

В) Вася любит заниматься спортом. Он говорит, что спор положительно влияет на здоровье. Мальчик прав? Почему?

Г) Никита думает, что зарядка не укрепляет здоровье. Никита прав? Почему

Рефлексия.

 В конце занятия дети называют цвет, с которым у них ассоциируется настроение после занятия.

Вывод. Итак, процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у детей 5–6 лет связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.

  • Здоровый образ жизни рассматривается как социальное понятие, характеризующее степень социального благополучия, эффективность функционирования социальной организации и потенциал конкретного общества.
  • В процессе формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста особенное внимание акцентируется на применении игровой деятельности.

Игра относится к наиболее интересному виду деятельности, при этом весь процесс игры строится на коммуникации, что положительно сказывается на развитии личности дошкольника.

В рамках формирования ЗОЖ возможно применение различных видов игр с ориентиром на активизацию позиции детей в процессе игры, что положительно отражается на становлении теоретических знаний и практических умений дошкольников.

Список использованной литературы:

  1. Анцыпирович, О. Н. Основы методик дошкольного образования [Текст] / О.Н. Анцыпирович, Е.В. Горбатов, Д.Н. Дубинина. – М.:НИЦ ИНФРА–М, Нов. знание, 2016. – 390 с.
  2. Дименштейн, М. С. Педагогика, которая лечит [Текст] / М.С. Дименштейн – 3–е изд. – М.: Теревинф, 2015. – 241 с.
  3. Фадеев, А. А. Закаливание в системе здорового образа жизни [Текст] / А.А. Фадеев // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 784–788.
  4. Татарникова, Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография –эссе. СПб: Крисмас+, 2002, — 200с,
  5. Яшин, В. Н. ОБЖ: Здоровый образ жизни [Текст] / В. Н. Яшин. – 3–е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 128 с.
  6. Семенова, Т. А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях [Текст] / Т.А. Семенова. – М.:НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 448 с
К этой статье нет тегов.

Комментариев нет

Оставить комментарий