Роль графических упражнений в интеллектуальном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Составители:

Малачева Елена Олеговна, заведующий

Гришанина Елена Александровна, учитель-дефектолог

Актуальность обозначенной темы обусловлена тем, что дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата.  Воспитанникам   тяжело адаптироваться в социальной жизни, отмечается   низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы. Поэтому важно уделить особое  внимание формированию у детей первоначальных графических навыков.

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Овладение письмом – длительный и трудоемкий процесс. Работа по подготовке детей к письму включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:

  1. Развитие ручной умелости
  2. Развитие пространственной ориентации детей, в частности на листе бумаги, а также в общих направлениях движения: слева-направо, сверху-вниз, вперед-назад и т.д.
  3. Развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слова и жесты.
  4. Развитие изобразительных и графических умений детей.

Для того, чтобы формирование графических навыков проходило успешно, необходимо развивать мелкую мускулатуру пальцев рук. Этому способствует работа с мозаикой, мелким конструктором, занятия лепкой, плетением, шнуровкой, нанизыванием на нить бусинок, застегивание и расстегивание пуговиц, а также, работа с ножницами и иголкой.

В педагогической практике на сегодняшний день существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Однако методический материал для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья не разработан. Кандидатом педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш с группой авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Упражнения разделены на 4 этапа с сериями заданий. Каждая из серий помогает ребенку приобрести определенные умения.

1 этап. Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами.

1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии

2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз

3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого

4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах

5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центра

2 этап. Направлены на формирование зрительно – двигательной координации, умение ориентироваться на листе бумаги

1 серия – штриховка контуров геометрических фигур

2 серия – безотрывные линии дорожки

3 серия – ориентация на листе бумаги

4 серия – копирование изображений

3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий, умение ориентироваться на указатель – стрелку.

1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта

2  и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги

4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу

4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке

1 серия – действия в пределах широкой строки

2  и 3 серия – ориентация в альбомном листе с крупной клеткой

4 серия – копирование графических элементов

5 серия – ориентация на узкой строке.

Чтобы легче было выполнять задания, используем модули одинакового размера и первый модуль на планшете располагает взрослый. А остальные по инструкции выставляют дети.

Использованы источники и интернет ресурсы:

Кинаш Е. А. «Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта»

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Комментариев нет

Оставить комментарий