Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Логопед ГБДОУ д/с № 36 комбинированного вида

Кировского района г. Санкт-Петербург

Белковская Н.В.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет и, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта

Цель: Развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.

Задачи:

  • Развивать межполушарное взаимодействие мозга;
  • Синхронизировать работу полушарий мозга;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать компоненты речи;
  • Развивать все психические процессы.

Кинезиологические игры и упражнения могут использовать воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми.

Оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия.

Комплексы упражнений делятся на три блока:

Первый блок включает упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Цель: повышение энергетики коры головного мозга.

Второй блок включает упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации движения конечностями перекрёстнолатерального характера.

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

Третий блок содержит упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Методы и приемы

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга;
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки;
  • Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. Кинезиологические упражнения используют как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

 При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:

 — воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

 — воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций;

Ожидаемый результат

Выявление скрытых способности ребенка и расширение границы возможностей деятельности его мозга, развитие мелкой моторики и психических процессов.

Планирование комплексов кинезиологических упражнений

Месяцы

Младшая группа \ Средняя группа 

Старшая группа \ Подготовительная группа

Сентябрь

— Фонарики

— Дом – ежик – замок; — Колечко; — Локоть к колену

Октябрь

— Солнышко – заборчик – камешки; — Фонарики;

— Кулак – ребро – ладонь; — Зайчик – коза – вилка;

Ноябрь

Колечко; — Солнышко – заборчик – камешки; — Упражнения в перекладывании предмета

Ухо-нос; — Упражнения в подбрасывании предмета одной рукой; — Зайчик – колечко — цепочка

Декабрь

— Зайчик – коза – вилки; — Ладошка

— Солнышко – заборчик – камешки; — Колечко

Январь

Дом – ежик – замок; — Фонарики;

Лезгинка; — Зеркальное рисование; — Локоть к колену

Февраль

-Зайчик – колечко-цепочка; — Упражнения в подбрасывании предметов двумя руками; — Ладошка

— Гусь – курица – петух; — Ухо-нос; — Дом – ежик – замок; — Велосипед

Март

Солнышко-заборчик – камешки; -Колечко

Сарай-дом с трубой – пароход; — Флажок – рыбка – лодочка; — Зайчик –коза – вилки;

Апрель

Локоть к колену; — Зайчик – коза — вилка;

Ножницы – собака – лошадка; — Зайчик – колечко- цепочка; — ладошка;

Май

— Фонарики; — Дом – ежик — замок; -Зайчик – колечко-цепочка

— Замок; — Кулак – ребро – ладонь; — Ухо –нос; — Лезгинка

(См.:Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996).

К этой статье нет тегов.

Комментариев нет

Оставить комментарий