«Как укрепить психическое здоровье дошкольника. Советы психолога»

Фалалеева Р.М., ГБДОУ№13 Кировского района СПб

Здоровье ребенка включает в себя физическое , социальное, духовное и психическое.  Понятие « психическое здоровье» было предложено  в 1979 году Всемирной организацией здравохранения( ВОЗ). Википедия дает нам определение . «Психическое здоровье это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.» Как показывают новейшие исследования, среди детей наблюдается устойчивое снижение психического здоровья. Видимо, потому что долгое время психическому здоровью не уделялось должного внимания. Мне как, педагогу- психологу детского сада, важно укрепление  именно психического здоровья детей.Поэтому  постараюсь обозначить несколько советов родителям дошкольников..Надеюсь, эти рекомендации помогут детям стать более здоровыми в психическом плане.
1. Позвольте ребенку почувствовать себя в безопасности

Поддерживайте ребенка и демонстрируйте ему свою любовь – так он будет чувствовать себя в безопасности. Многие дети испытывают различные психические нарушения (тревожность), потому что не чувствуют себя в безопасности. Используйте все возможные способы, чтобы дать ощущение безопасности ребенку.  И он будет чувствовать себя намного лучше. Демонстрируйте свою любовь. Обнимайте, целуйте,хвалите своих детей. Давно доказанный факт, что при обьятиях выделяются эндорфины- гормоны радости. Обьятия дают чувство защищенности и снимают тревожность. Любите детей безусловно и принимайте их.

2.Сохраняйте спокойствие

Родителям бывает больно видеть своих детей несчастными и страдающими от каких-либо отрицательных эмоций, проблем и т.д. В таких случаях родители часто впадают в панику и проявляют неадекватные реакции. Крик это унижение. Исключите подобное из практики воспитания.. Угрозы, приказы. Этого делать ни в коем случае не стоит. В любых ситуациях родителям следует сохранять максимальное спокойствие и проявлять терпение. Если какая-либо ситуация ставит вас в тупик, поделитесь своими чувствами с кем-то из близких вам людей и попросите у них совет.

3.Развивайте у ребенка оптимизм
Людям свойственно беспокоиться и думать, что положение дел гораздо хуже, чем есть на самом деле. Если ребенок переживает по поводу какой-либо ситуации, убедите его, что ничего плохого не случится. Настраивайте ребенка на позитивное восприятие ситуации и убедите, что все будет хорошо. Ищите позитив во всем, что вас окружает, и тогда ваш ребенок будет чувствовать себя намного счастливее.

4.Развивайте общение

Родителям чрезвычайно важно сделать все для того, чтобы научить детей правильно контактировать с окружающими. Психическое здоровье напрямую зависит от того, как ребенок наладит связи с обществом. Помогите ребенку сформировать адекватное отношение к себе и положительное принятие других.Развивайте в нем навыки понимания своих и чужих эмоциональных  реакций. Научите разрешать конфликты. Обьясните, что лучшее их решение это компромисс или сотрудничество.
Сегодня, когда общение между людьми часто сводится к смс-переписке, реальное общение может помочь ребенку в укреплении психического здоровья. Спросите ребенка о том, что его беспокоит, поинтересуйтесь, нет ли у него каких-либо проблем. Позвольте ребенку открыться. Дайте ему высказаться, не критикуйте и не давите на него. Ребенок не должен опасаться, что его накажут или осудят.
5. Уделяйте ребенку время
Ваш ребенок постоянно нуждается в вашей помощи. Вы можете стать для него лучшим другом. Ваше присутствие в его жизни, готовность выслушать и поддержать поможет ему справиться со всеми трудностями. Разумеется, в современном ритме жизни очень сложно находить баланс между работой и семьей. Время от времени просто проводите время с ребенком. Играйте, гуляйте  и путешествуйте вместе, готовьте, смотрите мультильмы. Вместе читайте книги и обсуждайте их. Получайте от взаимодействия удовольствие. Расположите ребенка к себе так, чтобы он мог выражать свои чувства. Любое эмоциональное напряжение нужно вовремя стабилизировать. Не подменяйте эмоциональный контакт контролем.
6. Обращайтесь за помощью
Если все вышеуказанные методы не принесли желаемого результата и вы не видите положительных изменений в поведении и настроении своего ребенка, обратитесь за профессиональной помощью к психологу. Он сможет точно определить, с чем связаны отрицательные эмоции ребенка, и вовремя исправить ситуацию.

Будущее ваших детей зависит от вас сейчас!

Берегите психическое здоровье ваших детей!!!

Список литературы:

  1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.
  2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка. М., 1987 г.
  3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М., 1998
  4. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977 г.
  5. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.
  6. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996 г.
  7. Захаров А.И. Детские неврозы. С-Пб., 1997 г.
  8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998 г.
  9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.
  10. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.
  11. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.
  12. Краткий словарь по социологии, М., 1993 г.
  13. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.
  14. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974г.
  15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997 г.
  16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психологический словарь, 1990 г.
  17. Психологическая диагностика. /под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М./, М., 1997г.
  18. Платонов К.К. психологический практикум. М., 1980 г.
  19. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.
  20. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988
  21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.
  22. Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т 1, Л., 1986 г.

Комментариев нет

Оставить комментарий