Воспитатели: Горлач И.В.
Кремер И.М.
Учитель-дефектолог: Корнева Г.В.
Из опыта работы
Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна. Осознавая, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, мы стремимся помочь малышу вырасти физически и психологически здоровым.
В.А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». Проанализировав опыт нашей работы с детьми раннего возраста, мы определили главную задачу – найти актуальные формы, методы использования здоровьесберегающих технологий и эффективные средства повышения двигательной активности у детей раннего возраста с целью приобщения их к физической культуре и здоровому образу жизни.
Для решения данной задачи важно понимать ценность раннего возраста и знать его особенности. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит интенсивный рост, развитие базовых физических качеств, формирование основных движений, осанки, а также выработка необходимых навыков, привычек и черт характера, без которых невозможен здоровый образ жизни в дальнейшем. Здоровье ребёнка в раннем возрасте напрямую зависит от степени его физической активности.
По мнению некоторых авторов (Н.А. Евстратова, И.М. Воротилкина) эффективным средством повышения двигательной активности в раннем возрасте являются музыкально-ритмические движения и игры. В работе с малышами мы используем различные элементы ритмики, а именно: основные движения (ходьба, бег, «марш»), строевые упражнения (построение в круг, в пары, в шеренгу); используем несложные элементы народных плясок, хороводов, сюжетно-образные движения («Надуваем пузырь», «Едем в транспорте», выполняем действия, характерные для каких-либо профессий) и многое другое.
В процессе выполнения таких движений происходит «внутреннее согласование всех органов и систем, которое детский организм переживает как благополучие, здоровье». Чтобы разнообразить движения и повысить интерес к выполнению действий мы также используем разные атрибуты: ленточки, султанчики, кубики, колечки, флажки, погремушки и другие.
Важной составляющей наших игр является музыкальное сопровождение. Музыка в общем, и музыкально-ритмические движения в частности, вызывают интерес у малышей, заставляют их переживать музыкальные образы, сопереживать музыке и выражать свои чувства в движениях, что ненавязчивым образом ведёт к развитию эмоциональной сферы. В свою очередь, от уровня развития эмоциональной отзывчивости, состояний малыша, таких как, например, жизнерадостность, бодрость, мотивация к деятельности, зависят его духовная жизнь, вера в свои силы, умственное развитие, прочность знаний и, в целом — психическое здоровье.
Известно, что от того, каким будет начало дня малыша, зависит его настроение и состояние на целый день, поэтому для пробуждения организма и повышения эмоциональной активности мы начинаем день с утренней гимнастики, а для профилактики переутомления, в течение дня, проводим динамические паузы, пальчиковые игры и различные виды дыхательной и зрительной гимнастики под музыку.
В силу ряда поведенческих особенностей и ещё недостаточно развитой саморегуляции, дети раннего возраста не могут самостоятельно использовать время для прогулки. И тут на помощь приходит музыка! Для тех, кто занят (например, играет в песочнице или катает коляску) музыка создаёт положительный эмоциональный фон, ребёнок чувствует: «Вокруг весело, всё хорошо», но вот для тех, кому ещё трудно контролировать своё поведение, музыка необходима. Она притягивает внимание малыша как магнит, стимулирует его повторять ритмические движения за взрослым или двигаться самостоятельно, стихийно, даёт возможность проявить социальную активность в танцах (в паре, в кругу), в играх под музыку («Паровозик чух-чух-чух»).
Под волшебным воздействием музыки, маленькие дети, как правило, без всякого принуждения, проявляют инициативу в выполнении движений, самостоятельно берут атрибуты, начинают пританцовывать.
С музыкой дети с большей радостью и желанием проводят время на свежем воздухе, имеющем большое значение для их физического развития.Всё это говорит о постепенном движении в направлении нашей цели.
Примерное музыкальное сопровождение: https://drive.google.com/drive/folders/1jLXhh3Sv0pq5CT1MjRGb8l8FgNT_d5bL
Список использованной литературы:
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации: Хрестоматия по возрастной физиологии. – Москва: изд-во «Академия», 2002
- Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод.пособие. – Москва: изд-во «НЦ ЭНАС», 2004
- Евстратова Н.А. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.06 /.Cамарский государственный университет. – Самара, 1997
Комментариев нет