Развитие цветовосприятия у дошкольников с нарушением зрения

Богодухова Елена Владимировна учитель-дефектолог (тифлопедагог) I категории 

ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района СПб

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

 У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов.

Знакомство детей с цветом в дошкольном возрасте.

В детском саду у детей с нарушением зрения в возрасте 2-3 лет формируют умение различать и соотносить предметы и объекты четырех цветов – красный, синий, желтый, зеленый. Закрепляют способность детей соотносить предметы по цвету, узнавать заданный цвет при выборе из четырех различий, группировать предметы по цвету.

У детей в возрасте 3-4 лет формируют понятие, что цвет является признаком предмета, по которому данные предметы можно узнать. Знакомят детей с сенсорными эталонами голубого и розового цвета. Развивают способы цветовосприятия: соотносящие практические действия (пробное прикладывание объектов друг к другу, наложение) для определения сходства и различия; учат детей выделять заданный цвет среди близких по тону цветов.

У детей в возрасте 4-5 лет формируют сенсорные эталоны оранжевого и серого цвета. Учат детей выделять темные и светлые тона красного, синего, желтого, зеленого цветов с усвоением их названий. 

У детей 5-6 лет формируют сенсорные эталоны фиолетового, серого и коричневого цветов. Формируют представления детей о порядке цветов спектра. Закрепляют способность детей выкладывать ритмические ряды по цвету и составлять цветовые узоры. Развивают способность самостоятельно выделять цвет, как признак окружающих предметов, выражая этот признак точным словом, использовать этот навык в различной деятельности. 

У детей 6-7 лет развивают способность различать предметы разной цветовой насыщенности. Знакомят с приемами смешивания цветов (получение из основных цветов спектра: желтого, красного, синего; промежуточных: фиолетового, оранжевого и зеленого). Знакомят детей с теплыми и холодными тонами спектра (красным, оранжевым, желтым; зеленым, голубым, синим, фиолетовым).

Таким образом, благодаря использованию различных дидактических игр и упражнений, ознакомлению с художественной литературой, с произведениями искусства и специально организованной образовательной деятельности происходит усвоение дошкольниками сенсорных эталонов цвета.

Используемая литература:

1.https://moluch.ru/archive/322/73025/ (дата обращения: 30.10.2021).

2.Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения. (doshkolnik.ru)

3Фото:https://refdt.ru/tw_files2/urls_5/10/d-9457/9457_html_1f336427.png

Фото:https://i.pinimg.com/originals/42/e5/3d/42e53dff86479be5f5a3d2f1e8214663.jpg

4.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Г. Г. Григорьева.- М., 2010

5.Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» / Р. Г. Казакова Москва.- Издательство: «Творческий центр». 2012г

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с амблиопией, с косоглазием Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Комментариев нет

Оставить комментарий