Автор статьи Савченко Мария Александровна,
учитель-дефектолог тифлопедагог
Всем хочется, чтобы их дети были здоровы: и физически и психически!
Педагоги, особенно коррекционные педагоги, активно занимаются развитием детей, но развитие — это не только формирование и отработка разнообразных умений и навыков, главное постараться вырастить гармонично-развитую личность, а это значит развить работу обоих полушарий, и тогда мозг будет работать гораздо эффективнее!
Психологически здоровый ребенок- это ребенок, у которого развиты психические процессы, положительные эмоции преобладают над отрицательными, у которого есть адекватная самооценка, процессы возбуждения и торможения находятся на зрелом уровне
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебная палочка в развитии внимания, памяти, речи, в снижении утомляемости и повышении способности к произвольному контролю, в формировании пространственных ориентаций, в повышении уверенности ребенка в своих силах, да и вообще происходит общее оздоровление и улучшение самочувствия.
При этом воздействие нейропсихологических упражнений-игр имеет как немедленный, так и накопительный эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Эти упражнения включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, растяжки, перекрестные движения. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, они полезны и подходят для многих возрастов. Так как я работаю тифлопедагогом, эти упражнения очень гармонично вписываются в мою работу и я их с удовольствием использую. Они очень хорошо оживляют занятие, являясь как организующим элементом в начале, так и снимающим напряжение в середине или в конце занятия и могут быть тренирующим элементом в середине. Главное: дети выполняют эти задания с удовольствием, не ощущая при этом давления, оценки со стороны взрослого! Вот что самое отличное – непринужденность, радость и неизбежная польза!
Вот несколько простых игр для начинающих и возможно для самых маленьких дошкольников, так как мой контингент это дети 3 лет.
«Кулак-Ребро-Ладонь». Это упражнение лучше выполнять за столом или на какой-нибудь опоре. Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение способствует установлению межполушарных связей. Выполняется каждой рукой по отдельности, а в будущем одновременно двумя руками. Важно со временем развить хорошую скорость. «Сжать ладошку в кулак, потом разжать и поставить выпрямленную ладонь на ребро, затем положить ладонь на стол ( для малышей я называю эти движения кулачок- набочок-ладошка).
«Замочек». Ребенок складывает руки в замок и крутит большие пальцы вокруг друг друга сначала в одну сторону, потом в другую. Упражнение выполняется быстро и ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы.
«Ухо-Нос». Упрощенный вариант без перекрестных движений. Левая рука держится за левое ухо, права рука- за нос. Потом хлопок и руки меняются: правая- за правое ухо, левая- за нос.
«Следим за колпачком». Ребенок Сам держит ручку с колпачком (предмет можно менять для интереса) прямой правой рукой чуть выше переносицы. Отводит руку вправо, задерживается на пару секунд и возвращается к середине. Перекладыает ручку в левую руку, отводит ее влево, задерживается на пару секунд и возвращается в центр. Берет ручку двумя прямыми руками и ведет ее наверх, потом вниз. Голова не двигается, глаза ребенка следят за кончиком ручки.
«Следим за язычком». Выполняются содружественные движения языка и глаз (глаза влево и язык влево, глаза вправо и язык вправо, наверх и вниз соответственно). Если одновременные движения усвоены, то выполняется усложнение на разнонаправленные движения: глаза вправо- язык влево, глаза вверх-язык вниз и тд.
«Сомни листочек». Выполняется после того как ребенок научился сминать листок бумаги. Сначала можно играть одной рукой. Упражнение выполняется на весу. Ребенок сминает листок бумаги, а потом разглаживает его этой же рукой. Потом задание выполняется двумя руками одновременно. Чем меньше размер листка, тем сложнее выполнять задание.
«Крабик». Смешное упражнение. Ребенок становится на пол на четвереньки, но не на колени, а на ступни. И ходит вперед, назад, вбок, выполняя приставные движения.
Эти несложные упражнения могут выполнять и родители со своими детьми, можно играть в машине, в очереди, на отдыхе!
Играйте с удовольствием и с пользой!
Список литературы:
- «В чем польза нейропсихологических занятий с детьми?», сайт defectologia.pro>zhurnal> v-chem
- Методика «буквограмма» для детей от 4-15 лет Шишковой Светланы Юлиановны.
- «Нейробика: 10 упражнений для развития мозга», сайт smartyrids.ru>blog>smartygames
Комментариев нет