Крутова Екатерина Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 55
Кировского района Санкт-Петербурга
Соломянина Валентина Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада № 55
Кировского района Санкт-Петербурга
Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания.
При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается. Применение дыхательной гимнастики позволит наладить работу организма и задействовать его в полную силу, как у детей, так и у взрослых.
Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма.
При помощи дыхательной упражнений можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм.
Для получения наилучшего результата ее следует выполнять утром и вечером натощак. Вдох выполняется носом, выдох – ртом. Гимнастика позволяет повысить функциональные способности дыхательной системы и способствует выработке определенного стереотипа дыхания, который в последующем может использоваться при выполнении физических нагрузок и занятиях спортом.
Статические дыхательные упражнения
Процесс дыхания осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.
В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания: нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» среднее или «рёберное», верхнее или «ключичное», смешанное или так называемое «полное дыхание йогов».
Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.
https://vk.com/wall-199257153_525
Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями
Движения позволяют более активно выполнять дыхательные упражнения.
Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха. В динамических дыхательных упражнениях, как правило, более активизирован выдох.
https://www.youtube.com/watch?v=rlIqFSZeh1Q
Можно применять дыхательную гимнастику с использованием подручных средств, например: надувание воздушных шаров; выдувание мыльных пузырей; свист; игры на дудочке и губной гармошке.
Использование и применение упражнений дыхательной гимнастики способствует укреплению и развитию дыхательного аппарата у детей, а также позволяет поддерживать хорошее самочувствие у взрослых.
И будет чудесно и замечательно, если дети и родители будут ею заниматься совместно, так как это занятие не только укрепляет здоровье, но и способствует тесному общению в семье, сближает и создает позитивный настрой. Примеры упражнений дыхательной гимнастики приведены в приложении (таблицы).
Используемая литература:
- Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей и взрослых; Человек – Москва, 2012
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика; Каро — Москва, 2009 г.
- Дыхательная гимнастика. Энциклопедия; АСТ – Москва, 2009
- Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика; Детство – пресс, 2020
Примеры дыхательных упражнений.
Автор: Соломянина В.В.
Листопад укутал все грибы |
И.п.: дети стоят прямо, руки подняты вверх, постепенно опускают, помахивая в разные стороны |
И теперь ребятам они не видны |
Смотрят из-под ладони то в одну, то в другую сторону. |
Подуем на листочки, улетят они |
Носом сделать вдох, и длинный выдох |
И грибы в лукошко собираем мы. |
Показать руками, как собирают грибы. |
Пчелка над цветком летает |
И.п.: дети стоят прямо, машут руками, как «крылышками» |
Много меда собирает |
Выполняют движения, как будто собирают мед |
Трудится она весь день |
Руки разводят в стороны и жужжат : |
И работать ей не лень |
Ж-ж-ж-ж |
Мы на лодочке плывем |
Дети изображают работу на веслах: |
Дружно веслами гребем |
Наклон вперед – вдох носом, отклонится назад – выдох ртом |
Солнца луч искрится рядом |
Показывают «солнышко» |
День хороший, все мы рады |
Хлопают в ладоши |
Трубач трубит нам всем: «Подъем» |
Дети изображают трубача: Ту-у-у-у! Ту-у-у-у! (вдох носом, и со звуком произнести Ту-у-у-у) |
На зарядку мы идем |
Шагают на месте |
Упражнений у нас много |
Выполняют физические упражнения: подъем рук, махи руками |
Будем мы всегда здоровы |
Поднять руки вверх |
Кошка спинку выгибает |
Дети стоя на четвереньках то выгибают спину , то прогибают |
И по бревнышку шагает |
Встают на ноги, шагают на месте |
Рыжая красавица |
«Любутся» |
Всем ребятам нравится |
Мяукают. Сделать вдох, на выдохе произнести – «Мяу, мяу» |
Чай горячий в чашке красной |
|
Чай ароматный и прекрасный |
|
С лимоном, сахаром, вареньем |
|
Подуй на чай ты поскорее! |
Дети дуют на чай. Сделать вдох носом – длинный выдох со звуком : Фу-у-у-у! |
Мы дрова умеем рубить |
На вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор. |
Правильно в руки топорик возьмем |
|
Вверх поднимаем |
Поднять руки вверх, резко опустить вниз, тело при этом наклоняется, сделать выдох и произнести при этом: Ба-а-а-х! |
По бревнышку бьем |
|
Ночью сова на ветке сидит |
Дети поворачивают голову вправо-влево |
На желтый круг луны глядит |
|
И днем сидит, не улетает |
Смотрят вперед и взмахивают руками-крыльями. |
Звуки издает, зверей пугает |
На взмах руками вверх – делают вдох носом, Руками опускают – выдох, произносят при этом: У-у-у-у-ф! |
Бабочка летает, пляшет |
|
Веерком узорным машет |
Сделать вдох, бабочку на ниточке разместить на уровне лица, сделать вдох носом, и длинным выдох выполнить так, чтобы бабочка пришла в движение. |
Комментариев нет