Влияние дыхательной гимнастики на общее оздоровление и укрепление организма детей и взрослых

Крутова Екатерина Аркадьевна,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 55

Кировского района Санкт-Петербурга

Соломянина Валентина Владимировна,

музыкальный руководитель ГБДОУ детского сада № 55

Кировского района Санкт-Петербурга

     Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания.

     При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается. Применение  дыхательной гимнастики позволит наладить работу организма и задействовать его в полную силу, как у детей, так и у взрослых.

       Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма.
При помощи дыхательной упражнений можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм.
      Для получения наилучшего результата ее следует выполнять утром и вечером натощак. Вдох выполняется носом, выдох – ртом. Гимнастика позволяет повысить функциональные способности дыхательной системы и спо­собствует выработке определенного стереотипа дыхания, который в последующем может использоваться при выполнении физических нагрузок и занятиях спортом.

Статические дыхательные упражнения

Процесс дыхания осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами.

      В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания: нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» среднее или «рёберное», верхнее или «ключичное», смешанное или так называемое «полное дыхание йогов».

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть — зависит от типа дыхания.

https://vk.com/wall-199257153_525

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями

Движения позволяют более активно  выполнять дыхательные упражнения.

Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха. В динамических дыхательных упражнениях, как правило, более активизирован выдох.

https://www.youtube.com/watch?v=rlIqFSZeh1Q

Можно применять дыхательную гимнастику с использованием подручных средств, например: надувание воздушных шаров; выдувание мыльных пузырей; свист; игры на дудочке и губной гармошке.

      Использование и применение упражнений дыхательной гимнастики способствует укреплению и развитию дыхательного аппарата у детей, а также позволяет поддерживать хорошее самочувствие у взрослых.

     И будет чудесно и замечательно, если дети и родители будут ею заниматься совместно, так как это занятие не только укрепляет здоровье, но и способствует тесному общению в семье, сближает и создает позитивный настрой. Примеры упражнений дыхательной гимнастики приведены в приложении (таблицы).

Используемая литература:

  1. Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей и взрослых; Человек – Москва, 2012
  2. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика; Каро — Москва, 2009 г.
  3. Дыхательная гимнастика. Энциклопедия; АСТ – Москва, 2009
  4. Нищева Н.В. Веселая дыхательная гимнастика; Детство – пресс, 2020

Примеры дыхательных упражнений.

Автор: Соломянина В.В.

Листопад укутал все грибы

И.п.:  дети стоят прямо, руки подняты вверх, постепенно опускают, помахивая в разные стороны

И теперь ребятам они не видны

Смотрят из-под ладони то в одну, то в другую сторону.

Подуем на листочки, улетят они

Носом сделать вдох, и длинный выдох

И грибы в лукошко собираем мы.

Показать руками, как собирают грибы.

 

Пчелка над цветком летает

И.п.: дети стоят прямо, машут руками, как «крылышками»

Много меда собирает

Выполняют движения, как будто собирают мед

Трудится она весь день

Руки разводят в стороны и жужжат :

И работать ей не лень

Ж-ж-ж-ж

 

Мы на лодочке плывем

Дети изображают работу на веслах:

Дружно веслами гребем

Наклон вперед – вдох носом, отклонится назад – выдох ртом

Солнца луч искрится рядом

Показывают «солнышко»

День хороший, все мы рады

Хлопают в ладоши

 

Трубач трубит нам всем: «Подъем»

Дети изображают трубача: Ту-у-у-у! Ту-у-у-у! (вдох носом, и со звуком произнести Ту-у-у-у)

На зарядку мы идем

Шагают на месте

Упражнений у нас много

Выполняют физические упражнения: подъем рук, махи руками

Будем мы всегда здоровы

Поднять руки вверх

 

Кошка спинку выгибает

Дети стоя на четвереньках то выгибают спину , то прогибают

И по бревнышку шагает

Встают на ноги, шагают на месте

Рыжая красавица

«Любутся»

Всем ребятам нравится

Мяукают. Сделать вдох, на выдохе произнести – «Мяу, мяу»

Чай горячий в чашке красной

 

Чай ароматный и прекрасный

 

С лимоном, сахаром, вареньем

 

Подуй на чай ты поскорее!

Дети дуют на чай. Сделать вдох носом – длинный выдох со звуком : Фу-у-у-у!

 

Мы дрова умеем рубить

На вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор.

Правильно в руки топорик возьмем

 

Вверх поднимаем

Поднять руки вверх, резко опустить вниз, тело при этом наклоняется, сделать выдох и произнести при этом: Ба-а-а-х!

По бревнышку бьем

 

 

Ночью сова на ветке сидит

Дети поворачивают голову вправо-влево

На желтый круг луны глядит

 

И днем сидит, не улетает

Смотрят вперед  и взмахивают руками-крыльями.

Звуки издает, зверей пугает

На взмах руками вверх – делают вдох носом,

Руками опускают – выдох, произносят при этом: У-у-у-у-ф!

 

Бабочка летает, пляшет

 

 

Веерком узорным машет

Сделать вдох, бабочку на ниточке разместить на уровне лица, сделать вдох носом, и длинным выдох выполнить так, чтобы бабочка пришла в движение.

Комментариев нет

Оставить комментарий