Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста

Еремеева Инна Анатольевна, воспитатель

ГБДОУ детскуого сада № 18 Кировосго района Санкт-Петербурга 

 

«Игра в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике»

                                                                                                  Карл   Густав  Юнг

В настоящее время педагоги часто сталкиваются с психологическими проблемами, «комплексами» у детей дошкольного возраста, это прежде всего, комплексом  неполноценности,  неуверенности в себе. Частые болезни, отсутствие в детском саду приводят к социальной дезадаптации — ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников. В этом может помочь использование такой здоровьсебрегающей технологии как игровая песочная терапия.

Песок – хороший медитативно-расслабляющий материал, который гармонизирует состояние ребенка. Игры на песке –  это просто, привычно, доступно, естественно и приятно. Они благотворно влияют на психику и производят успокаивающий эффект.  Ребенку предлагается построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Я и мои друзья», «Мое будущее», «Моя семья», где родители и ребенок находят выход из проблемной ситуации и т.д. Эффективной техникой для психокоррекции поведения у детей является медитация на песке.

Цель игровой песочной терапии- не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой. Дети часто не могут сформулировать то, что с ними присходит. Строя различные сюжеты, ребенок проигрывает различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общениии с детьми, нерешительность или свои страхи. Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь — чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает «веселую картинку» из материала и фигурок, которые он сам выбрал. Игра с песком  — это своеобразная самотерапия. Ребенок становится хозяином в своем мире с песком, и переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменить свои картинки, сюжеты, отношения и настроения («Победитель злости» — фигуры и их трансформация из мокрого песка).  В песочной терапии ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность, что его никто не осудит и примет его таким, какой он есть («Мое, твое, наше» — игра в паре).  Сначала на песке, а потом и в реальной жизни. И для детей «отыграть»  свой опыт и чувства – наиболее естественная, динамическая и оздоравливающая деятельность («Личное пространство» — ребенок создает свой мир, сопровождая рассказом о себе, выплескивая то, что накопилось в его душе).

В процессе работы дошкольник может смешивать песок с водой, если ему необходимо формировать озера, горы, холмы, реки  или болото. И с использованием множества миниатюрных фигурок ребенок создает свой, неповторимый собственный мир. Здесь он выступает как созидатель, не привязанный к результатам своего труда, создает из песка замок, любуется на него, а потом сам разрушет свое творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Казалось бы, все так просто, но именно это простое и естественное для человека действие хранит уникальную тайну бытия – все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – просто старое уступает место новому и из любой ситуации в жизни всегда есть выход. Многократно проживая эту тайну, ребенок  достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве, внутреннем мире существенно уменьшается беспокойство и доля суеты.  А фигурки, используемые в песочнице, символизируют реальных людей и явления той среды, в которую он сам включен. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния, возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.

Список используемой литературы:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1995.
  2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика 2006, 2007.
  3. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников. СПб, 2006.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб, 2001.
  5. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб, 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб., Издательство «Речь», 2005.
  7. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, СПб., 2007

Комментариев нет

Оставить комментарий