Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.
Зачем детям дыхательная гимнастика?
Система дыхания детей несовершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их покрывающая, очень нежная, легко воспаляется от любого негативного воздействия. Чем меньше ребенок, тем меньше емкость его легких. Потребность же в кислороде велика, поэтому дети часто и поверхностно дышат.
Эффект от упражнений
- Повышение сопротивляемости организма инфекциям. Иммунитет повышается за счет улучшения кровоснабжения тканей.
- Улучшение питания тканей. В основе эффективности гимнастики лежит повышение питания и снабжения кислородом тканей.
- Ускорение обмена веществ. Для детей это особенно важно: в период раннего детства идут активные метаболические процессы, способствующие росту и развитию организма. Это означает, что дыхательная гимнастика помогает нормальному взрослению маленького пациента.
- Повышение тонуса мышц. В детском возрасте слабость мышц — прямой путь к деформациям костей по типу рахита. Дыхательная гимнастика помогает держать мышцы в тонусе, за счет улучшения кровоснабжения.
- Благотворное влияние на нервную систему и головной мозг. Исчезают волнение, раздражительность, нервная подвижность, беспокойство.
- Кроме того, дыхательная гимнастика помогает повысить питание костных структур. Это залог нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Это лишь некоторые из полезных эффектов гимнастики. Заниматься ей необходимо, но подходить ко всему следует благоразумно.
Правила выполнения гимнастики.
Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению. Голодным заниматься тоже нельзя, это может привести к головокружению. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии. Вдох делается только через нос.
Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук). Если начинает кружиться голова – нужно сложить ладошки вместе («ковшиком»), поднести их вплотную к лицу и несколько раз глубоко вдохнуть (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Обратите внимание! У гимнастики есть противопоказания: порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.
Дыхательную гимнастику предпочтительнее проводить в образно-игровой форме, чтобы детям было интересно и далее не наскучило. Нагрузка увеличивается постепенно, за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений.
Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики.
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Упражнение «Насосик». Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.
Упражнение «Две собаки». Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав-ав!»
Упражнение «Ёжик». Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»
Упражнение «Часики». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
Упражнение «Курочки». Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох.
Упражнение «Перед сном». Лежа на спине кладём ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Шарик надувается: Вдох!» Ребёнок делает глубокий вдох носом и задерживает дыхание. Руки должны почувствовать, как при в дохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.
Упражнение «Быстро-медленно». Если взрослый поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».
Много упражнений и игр можно найти на просторах интернета. Далее я предлагаю уже известные, любимые мной, а также мои авторские игры.
Звуковые упражнения и игры.
КУВШИНЧИК
Встанем прямо, ножки шире.
Поиграем: три-четыре!
Поколдую я сейчас
Превращу в кувшины нас!
Мы кувшинчики из глины,
Статные, пузатые (поглаживаем животики)
Воду сверху наливаем (медленный глубокий вдох)
И животик наполняем (ладошка двигается от ротика до низа живота)
В самом донышке вода
Постоять она должна. (носик зажимаем, на 3-4 секунды задерживая дыхание)
А теперь кувшин возьмем
Воду в чашечку нальем (слегка наклоняемся вперед и выдыхаем с шумом, медленно)
ШМЕЛЬ
Жу-жу-жу, Жу-жу-жу
Я летаю и жужжу.
Ни к кому не подхожу,
И ни с кем я не дружу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
САМОЛЁТ.
Самолётик — самолёт (разводим руки в стороны, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание)
Жу- жу -жу (делаем поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносим ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаем прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимаем голову, вдох)
Жу – жу – жу (делаем поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаём прямо и опускаем руки).
ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
автор — Н.А. Медведева
Комментариев нет