Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика – это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания.

Зачем детям дыхательная гимнастика?

Система дыхания детей несовершенна.  Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их покрывающая, очень нежная, легко воспаляется от любого негативного воздействия. Чем меньше ребенок, тем меньше емкость его легких. Потребность же в кислороде велика, поэтому дети часто и поверхностно дышат.

Эффект от упражнений

  •  Повышение сопротивляемости организма инфекциям. Иммунитет повышается за счет улучшения кровоснабжения тканей.
  •  Улучшение питания тканей. В основе эффективности гимнастики лежит повышение питания и снабжения кислородом тканей.
  •  Ускорение обмена веществ. Для детей это особенно важно: в период раннего детства идут активные метаболические процессы, способствующие росту и развитию организма. Это означает, что дыхательная гимнастика помогает нормальному взрослению маленького пациента.
  •  Повышение тонуса мышц. В детском возрасте слабость мышц — прямой путь к деформациям костей по типу рахита. Дыхательная гимнастика помогает держать мышцы в тонусе, за счет улучшения кровоснабжения.
  •  Благотворное влияние на нервную систему и головной мозг. Исчезают волнение, раздражительность, нервная подвижность, беспокойство.
  •  Кроме того, дыхательная гимнастика помогает повысить питание костных структур. Это залог нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Это лишь некоторые из полезных эффектов гимнастики. Заниматься ей необходимо, но подходить ко всему следует благоразумно.

Правила выполнения гимнастики.

Не следует приступать к занятию после еды. Лучше подождать 40—60 минут, чтобы не навредить пищеварению. Голодным заниматься тоже нельзя, это может привести к головокружению. Выполнять упражнения следует в расслабленном состоянии. Вдох делается только через нос.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук). Если начинает кружиться голова – нужно сложить ладошки вместе («ковшиком»), поднести их вплотную к лицу и несколько раз глубоко вдохнуть (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Обратите внимание! У гимнастики есть противопоказания: порок сердца — больной орган может не выдержать нагрузки. Воспалительные заболевания легких в острой форме. Не нужно дыхательные органы перегружать в этот период. Вирусные респираторные инфекции в острой форме. Пока все токсины не выйдут из организма, не нужно разгонять кровоток.

 

Дыхательную гимнастику предпочтительнее проводить в образно-игровой форме, чтобы детям было интересно и далее не наскучило. Нагрузка увеличивается постепенно, за счёт увеличения числа повторений и усложнения повторений.

Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики.

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Упражнение «Насосик». Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее.

Упражнение «Две собаки». Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав-ав!»

Упражнение «Ёжик». Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх…»

Упражнение «Часики». Встать прямо, ноги врозь, руки опустить.  Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

Упражнение «Курочки». Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох.

Упражнение «Перед сном». Лежа на спине кладём ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Шарик надувается: Вдох!» Ребёнок делает глубокий вдох носом и задерживает дыхание. Руки должны почувствовать, как при в дохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.

Упражнение «Быстро-медленно». Если взрослый поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».

 

Много упражнений и игр можно найти на просторах интернета. Далее я предлагаю уже известные, любимые мной, а также мои авторские игры.

Звуковые упражнения и игры.

КУВШИНЧИК

Встанем прямо, ножки шире.

Поиграем: три-четыре!

Поколдую я сейчас

Превращу в кувшины нас!

Мы кувшинчики из глины,

Статные, пузатые (поглаживаем животики)

Воду сверху наливаем (медленный глубокий вдох)

И животик наполняем (ладошка двигается от ротика до низа живота)

В самом донышке вода

Постоять она должна. (носик зажимаем, на 3-4 секунды задерживая дыхание)

А теперь кувшин возьмем

Воду в чашечку нальем (слегка наклоняемся вперед и выдыхаем с шумом, медленно)

 

ШМЕЛЬ

Жу-жу-жу, Жу-жу-жу

Я летаю и жужжу.

Ни к кому не подхожу,

И ни с кем я не дружу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

САМОЛЁТ.

Самолётик — самолёт (разводим руки в стороны, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание)

Жу- жу -жу (делаем поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох, произносим ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаем прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимаем голову, вдох)

Жу – жу – жу (делаем поворот влево)

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаём прямо и опускаем руки).

ВЕТЕРОК.

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

автор — Н.А. Медведева

Комментариев нет

Оставить комментарий