САМОМАССАЖ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Угрюмова Анна Александровна, воспитатель

ГБДОУ детского сада № 39 Кировского района, Санкт-Петербурга

 

Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он способствует повышению работоспособности коры головного мозга — у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение, речь. Мышцы приходят в нормальный тонус, расслабляются. Массаж повышает защитные свойства организма. Происходит значительное снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Виды массажа:

  • Массаж лица, носа, ушей, головы
  • Массаж живота
  • Массаж спины
  • Массаж ног, стоп, пальцев ног
  • Массаж рук, ладоней и пальцев рук
  • Массаж биологически активных зон — точек
  • Массаж шеи и шейных позвонков.
  1. «Чтобы не зевать от скуки»

(Оздоровительный массаж всего тела: быстрые, частые хлопки на соответствующие слова.)

Чтобы не зевать от скуки, постучать и тут, и там

Встали и потерли руки, и немного по бокам.

А потом ладошкой лоб, не скучать и не лениться!

Хлоп-хлоп-хлоп, перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, Ровно дышим.

Хлопаем как можно выше.

Щеки заскучали тоже?

Мы и их полопать можем,

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз-2-3-4-5. (показываем ёжика)

Вот и шея, ну-ка живо,

Переходим на загривок.

По сухой лесной дорожке,

Топ-топ-топ топочут ножки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

А теперь уже, гляди!

Добрались и до груди.

Постучим по ней на славу:

Снизу, сверху, слева, справа

  1. «Гусь»

(Массаж пальцев)

Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)

На ладошке пруд? Пруд! (поглаживают левой ладонью правую)

Палец большой (поочередно массируют каждый палец)

Это гусь молодой, Указательный поймал,

Средний — гуся ощипал, Безымянный – суп варил,

А мизинец печь топил.

Полетел гусь в рот (машут кистями, двумя ладонями)

А оттуда в живот. (прикасаются ко рту, а потом к животу)

Вот! (вытягивают ладошки вперед)

  1. «Божьи коровки»

(Массаж ног)

Божьи коровки, папа идет (сидя поглаживать ноги сверху донизу)

Следом за папой мама идет (разминать ноги)

За мамой следом детишки идут (похлопывать ладошками)

Вслед за ними малыши бредут (поколачивать кулачками)

Юбочки с точками черненькими (постукивать пальцами)

На солнышко они похожи (поднять руки вверх и скрестить кисти)

Встречают дружно новый день (широко раздвинув пальцы)

А если будет жарко им (поглаживать ноги ладонями и спрятать)

То спрячутся все вместе (руки за спину)

  1. Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су — Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Су — Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

(Данный массаж выполняется специальным массажным шариком).

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями).

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да (движения по пальцам).

Уходи колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь! (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев).

  1. Массаж ушных раковин «Поиграем ушками»

Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

  1. «Загибаем ушки»: загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
  2. «Потянем ушки»: потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
  3. «Подавим ушки»: массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз).
  4. «По дорожке»: поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).        

Дети в дошкольном возрасте – это благодатная почва, в которую мы с вами вносим зерна хорошего, доброго и правильного. Занимаясь самомассажем, детям прививается устойчивая привычка следить за своим здоровьем в дальнейшей жизни и постоянно заниматься оздоровительными процедурами.

Список используемой литературы и источников:

  1. Береснева З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
  2. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и каждого. – 3-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 96с.
  3. Бирюков А.А. Массаж. М.,1988.
  4. Васичкин В.И. Техника массажа. Тюмень, 1992.
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду Изд-во «Сфера», 2004.

Комментариев нет

Оставить комментарий