Нейробика как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Одной из важных проблем в развитии детей может являться недостаточность двигательных навыков, недоразвитие мелкой моторики и координации. Нарушение моторики отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом. Поэтому начиная с младшего дошкольного возраста необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. В решении данных проблем помогают прочно вошедшие в образовательную среду здоровьесберегающие технологии.

В последнее время многие педагоги используют в своей работе инновационную здоровьесберегающую технологию – нейробика.

Основателем нейробики считается нейробиолог Лоуренс Катц. Кратко её можно назвать зарядкой для мозга. Учёный установил, что при выполнении повторяющихся действий может появиться ухудшение памяти, потому что мозг начинает «лениться».

Нейробика призвана активизировать все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию, стимулировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое.

Для активизации процессов физические нагрузки должны идти в паре с гармоничным психическим развитием, а оба полушария головного мозга – работать активно и слаженно.

Нейробика помогает организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы максимально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению знаний.

Нейробика оказывает следующие положительные эффекты:

  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • уменьшение утомляемости;
  • развитие памяти, письма, чтения;
  • повышение продуктивности;
  • стабилизация психофизического состояния.

Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.

Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления дислексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме.

Основной принцип нейробики заключается в регулярном совершении определённых действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обычные занятия необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними. Перед началом работы выполняется традиционная гимнастика. 

Для ребят дошкольного возраста включаются в программу упражнения с одновременной или попеременной работой рук и ног, асинхронной ходьбой. Можно предложить ребёнку задействовать ушки: аккуратно погладить их руками, загибать и разгибать, а также одновременно дотрагиваться двумя руками до мочки уха и кончика носа.

Полезным окажется упражнение на поглаживание живота и макушки одновременно правой и левой рукой. Чтобы задействовать ноги, можно в положении сидя рисовать носочками разнонаправленные круги.  

При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:

  1. Занятия должны быть интересными и не утомительными. Длительность гимнастических упражнений не стоит делать дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность. 
  2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие, и введение упражнений в более взрослом возрасте не даст нужного эффекта.
  3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.
  4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.

Нейробическую гимнастику можно проводить не только в детском саду, но и в любое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.

К примеру, попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой, смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное, чаще менять положение вещей на школьном столе или добираться до места назначения новыми неизведанными маршрутами. Это позволит не только открыть для себя интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.

Родители первоклассников часто попадают в ситуацию, когда ребёнку сложно запоминать материал, соблюдать дисциплину на уроках и в повседневной жизни, а также заниматься дома. Помимо личного примера, важным подспорьем могут стать регулярные нейробические упражнения.

Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается ещё в детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьными нагрузками.

                                          

                                           Примеры упражнений по нейробике:

 

«Ожерелье»

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

«Ухо – нос»

Ухо – носик мы возьмем

Хлоп – опять играть начнем.

Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

 

 

«Кулак, ребро, ладонь»

Кладём руку на стол и одной рукой сначала показываем кулак, затем ставим ладонь на ребро и хлопаем ладонью по столу. Затем делаем тоже самое другой рукой. И одновременно двумя.

 

 

                   Ученые доказали, что человек использует возможности своего мозга всего лишь 3% до 10%, поэтому нейробика не только разовьет мыслительные способности, но и позволит мозгу как можно дольше не стареть!

 

  Список литературы

  1. Кац Лоренс К., Рубин Мэннинг Нейробика: экзерсисы для тренировки мозга – Изд. «Попурри», 2014.
  2. Наумова, Н.В. Нейробика как здоровьесберегающая технология в образовательном процессе / Н.В. Наумова // Школьная педагогика. – 2016. 

№ 2 ; № 5.

 

Автор статьи: Спирина Мария Кабдрахимовна, воспитатель

ГБДОУ детский сад № 39 Кировского района Санкт-Петербурга

Комментариев нет

Оставить комментарий