Эмоциональное здоровье у дошкольников

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ)

     

Фундамент эмоционального благополучия человека закладывается в раннем детстве и, соответственно, полностью зависит от отношения к ребёнку окружающих его взрослых.

      Ранний и дошкольный возраст являются стержневыми в формировании физического и психического здоровья ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования эмоциональное благополучие ребенка определяется как главнейшая направленность педагогической деятельности в детском саду, а эмоциональное благополучие — как фон для полноценного развития личности дошкольника.

      Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста можно оценить как доминирование и фиксацию позитивного эмоционального состояния. Смена фокуса с положительных эмоций на негативные/отрицательные является первым шагом к эмоциональному неблагополучию малыша. Поэтому семья и ДОУ должны выстраивать коммуникацию с ребенком так, чтобы динамика эмоционального совершенствования нарастала поступательно по позитивному пути. Подобное взаимодействие включает в себя и формирование ситуации успеха, и поддержку детской инициативы, помощь во всевозможных начинаниях, и, конечно, похвалу, как мощный стимул психологического благополучия.

       Работа над формированием и укреплением эмоционального здоровья детей в семье и образовательном учреждении должна быть направлена на развитие эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, формирование положительных, свойственных личности ребенка реакций и положительной самооценки. Основными условиями эффективности создания эмоционально благополучного микроклимата является безоговорочное принятие абсолютно всех качеств ребенка, как позитивных, так и негативных; модификация собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений; обязательное включение взрослого во все виды деятельности ребенка, в т.ч. игровую деятельность ребенка: использование релаксационных, сенсорных игр, игр – забав, ведь благодаря многофункциональности и комплексному воздействию подобных игр на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, педагог может создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе, развивать коммуникативные и игровые навыки, навыки совместной деятельности, способствовать активному налаживанию контакта, оценивать эмоциональное состояние детей и корректировать нежелательные проявления поведения (импульсивность, тревожность, возбудимость, застенчивость).

     У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности, удовлетворив которые, он будет чувствовать себя защищенным.

     Первая потребность – безопасность. Ощущение собственной физической и эмоциональной безопасности – это главный критерий психологического здоровья ребенка.

     Вторая потребность – наличие эталона, образца для подражания.

Ваш собственный психологический комфорт, умение справляться с негативными эмоциями напрямую влияет на эмоциональное благополучие малыша.

     И третья потребность – внимание. Не обесценивайте моменты, когда ребенок требует вашего внимания. Отвлекитесь от дел, ведь то, какими будет наши дети — открытыми и жизнерадостными или неуверенными в себе-напрямую зависит от того, научимся ли мы ценить потребность малыша в вашем внимании или нет.

Предлагаем посетить мини-сайт, созданный педагогами нашего детского сада:

https://emotionalintellect.bitrix24site.ru/  Эмоциональный интеллект. В гармонии со своими чувствами.

Список использованной литературы:

  1. Гребенщикова, Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации // Известия 259 ВГПУ. 2018. №4 (127).
  2. Дробная, А.С. Эмоциональное благополучие как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Научный журнал. 2016. №6 (7).
  3. Калишенко, В. Д. Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников // Вестник славянских культур. 2012
  4. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник КемГУ. 2016. №3 (67).
  5. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста. Методическое пособие для реализации ОП «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет. / Под. ред. И.А. Лыковой, В.В. Кожевниковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019.

автор: Жукова Наталья Леонидовна, воспитатель ГБДОУ д/с № 35

Комментариев нет

Оставить комментарий