Нейропсихологические игры, как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Заятдинова Альфия Зайнулловна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №16 Кировского района Санкт-Петербурга

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

Нейропсихологические игры – это специальные игровые ситуации, обеспечивающие необходимый энергетический  тонус нервной системы и способствующие развитию нервно-психических функций, психических процессов.

Мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. Работа обоих полушарий очень важна для человека. Функции между полушариями разделены: левое полушарие отвечает за логику и анализ, а правое – за образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Если межполушарное взаимодействие развито хорошо, слаженная работа мозга гарантирована.

У новорожденного оба полушария развиты одинаково, но в процессе развития, обучения одно из полушарий развивается активнее другого.

 Нейропсихологи утверждают, что при недостаточном взаимодействие левого и правого полушария возникает  трудность в освоении письма и чтения. Такие дети склонны к гиперактивности, они не могут сосредоточиться. Ребенок плаксив, раздражителен, выбирает примитивные игры и играет с детьми младшего возраста. А так же, у детей отсутствуют  игры и занятий по возрасту.

Для исправления дезинтеграции  в работе правого и левого полушария мозга применяют  нейропсихологические игры.

Игровой материал может иметь интегрированную структуру, состоящую из сенсомоторных, речедвигательных, пальчиковых, артикуляционных, речевых, глазодвигательных, психографических игр.

Существуют общие рекомендации по проведению нейропсихологических игр:

  • Играть ежедневно в первой половине дня.
  • Не играть во время болезни ребенка.
  • Во время проведения игр исключить все отвлекающие факторы
  • Перед выполнением пальчиковых и речедвигательных игр необходимо объяснить ребенку, как выполняется то, или иное движение, затем закрепить объяснение показом движения, сопровождая его стихотворением.
  • Задания выполнять в медленном темпе.
  • И самое главное: играйте вместе!

Пример нейропсихологической игры.

Игровая ситуация «В гостях у лягушонка Фроги и его друзей».

  1. Введение ребенка в игровую ситуацию.

Материалы: лягушонок (игрушка).

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворение и познакомиться с лягушонком Фроги.

«В камышах он живет,

Песню «ква-ква-ква» поёт,

Кто такой угадай,

А потом с ним поиграй»

Кто это? (Лягушонок)

Затем, взрослый рассказывает стихотворение: первую часть медленно, вторую часть – меняя силу голоса. Взрослый и ребёнок повторяют стихотворение вместе.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

На краю лесной речушки

Дружно жили две лягушки.

Сидя рядышком, они

Пели песенки в тени.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ,

Ква-ква-ква (пропевать спокойно)

Ква-ква-ква (пропевать громко)

Ква-ква-ква (пропевать быстро)

Ква-ква-ква (пропевать шёпотом)

Речедвигательная игра «Лягушата в лодке плыли»

Взрослый рассказывает стихотворение С. Булановой «Лягушата в лодке плыли», сопровождая его движениями.  Ребенок повторяет слова и движения.

Лягушата в лодке плыли (ладони сложить «лодочкой» имитировать движение «лодочка плывёт)

И комариков ловили (активно хлопнуть в ладоши 5 раз)

Лапкой, (чередовать движения: правая рука – кулак, левая рука – раскрытая ладошка, сменить позиции рук 3 раза)

Шапкой (гладить ладонями себя по голове)

И сачком. (Переплести пальцы правой и левой рук в «замок»)

Самый ловкий – язычком. (Показать язычок, несколько раз коснуться кончиком языка верхней/нижней губы)

Речедвигательная игра с элементами тонизирующего массажа кистей рук «Лягушонок»

Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями.  Ребенок повторяет слова и движения.

В луже квакал лягушонок:

— Не хочу я быть зеленым, (активно хлопать в ладоши)

Вы меня помойте,

Краску с меня смойте!

Лягушонка тёрли, мыли,

Еле-еле мы отмыли. (Выполнять скользящие движения соединенными между собой ладонями в течении 30 сек.)

Будешь ты теперь прекрасным,

Ярко красным. (активно хлопать в ладоши)

— Не хочу я красным быть,

Надо вновь меня помыть!

Лягушонка тёрли, мыли,

Еле-еле мы отмыли. (Выполнять скользящие движения соединенными между собой ладонями в течении 30 сек.)

Будешь ты теперь красивым,

Словно море, синим-синим. (Активно хлопать в ладоши)

Не хочу я синим быть,

Начинайте меня мыть!

Лягушонка тёрли, мыли,

Смыли краску и решили: (Выполнять скользящие движения соединенными между собой ладонями в течении 30 сек.)

Помни, что ты – лягушонок!

Оставайся же зеленым.

(активно хлопать в ладоши)

Игра- психографика « Доплывем до берега»

Задание выполняется двумя руками одновременно.

Взрослый предлагает ребенку помочь лягушатам «Доплыть до берега» — провести непрерывные линии по пунктиру (Рис 1)

Ежедневное применение нейропсихологических игр в работе с детьми способствует:

— синхронизации работы полушарий;

— повышению стрессоустойчивости, снижению утомляемости;

-развитию мелкой и крупной моторики, ускорению формирования пространственных представлений;

— совершенствованию мыслительной деятельности , памяти , речи .

Таким образом, приобщение детей к нейропсихологическим играм является важнейшим компонентом воспитания и обучения дошкольников. Дети развиваются, играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом.

Список литературы:

  1. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейропсихологические игры» (рабочая тетрадь, Т.П. Трясорукова, из. 4-е, Феникс, Ростов на Дону, 2021.
  2. «Нейрогимнастика для детей», С. Бокова, Буква-Ленд, 2023.

Комментариев нет

Оставить комментарий