Технология «Лестница» как эффективное средство развития двигательно – координационных качеств

Некрасова Ольга Викторовна, воспитатель

ГБДОУ детский сад №16 Кировского района Санкт-Петербурга

Среди множества нарушений в развитии двигательной сферы у детей типичным является нарушение координационных способностей.

Н.Н. Ефименко, Е.С. Черник, Н.В. Астафьев рассматривают координационные способности как основу успешного развития других двигательных способностей дошкольников. Гармонично развитые двигательно-координационные способности имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений, играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Эффективным средством развития двигательно-координационных способностей детей является нетрадиционное оборудование координационная – скоростная лестница.

Упражнения на ней подходят детям любого уровня подготовки.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста координационных способностей, скоростно-силовых навыков, прыгучести, ориентировки в пространстве.

Задачи:

Оздоровительные:

  1. Формировать правильную осанку через укрепление опорно-двигательного аппарата.
  2. Воспитывать физические способности (координацию, скорость, выносливость).
  3. Развивать физические качества: ловкость, быстроту, прыгучесть.

 

Образовательные:

  1. Упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве.
  2. Учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления.
  3. Закреплять умение преодолевать препятствия разного характера, сохранять равновесие.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, творчество, организованность, интерес к занятиям физкультурой, дружеские взаимоотношения.
  2. Воспитывать желание быть здоровыми и укреплять своё здоровье.

Характерные особенности координационной лестницы:

  • Вариативность в применении: в разных видах двигательной активности, различных упражнениях; в изготовлении: из разнообразных материалов;
  • Доступность — используется детьми всех уровней физической подготовленности, с детьми разного возраста;
  • Безопасность и простота в использовании;
  • Мобильность — компактная, легкая.

Применение координационной лестницы:

— для тренировки ускорений;

— улучшение скоростных качеств;

— улучшения баланса тела и движения;

— развития чувства ритма тела и координации.

Лестница является тренажером, нацеленным на активные спортивные упражнения. Что является основной задачей физического развития дошкольника, как субъекта педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.

При тренировках с лестницей используются 4 основных навыка:

— Ходьба;

— Беговые упражнения;

— Ползание;

— Прыжки.

Необходимо тренировать все эти 4 навыка, т.к. организм ребенка нуждается в разных стимулах. Каждый навык помогает разными путями получить новые рабочие нейроны, что очень важно для тренировочного процесса. Для развития каждого навыка рекомендуется делать не менее двух повторений (1 подход).

Методика работы на координационных лестницах разрабатывается по принципу «от простого к сложному». Процесс освоения каждого нового упражнения на лестнице проходит в 3 этапа. Вначале, можно предложить детям простые упражнения: пройтись по лестнице, ступая в каждый пролет, пройтись, переступая через один. Попрыгать на одной ноге, на двух и т.п. Затем разучивание упражнений с пояснениями всех элементов. Особое внимание на данном этапе нужно уделять не скорости, а правильности выполнения движений. На втором этапе совершенствуем технику выполнения движений, постепенно усложняя и наращивая темп. На третьем этапе используем знакомые движения в самостоятельной и совместной деятельности.

В выборе упражнений нужно отталкиваться от возраста воспитанников и их подготовки. Знакомство с координационной лестницей можно начинать с младшей группы (3-4 года), в этом возрасте дети уже способны выполнять базовые движения.

Разнообразные упражнения на координационной лестнице интересны детям, они с удовольствием изучают новые движения и совершенствуют уже изученные.

Упражнения по карточкам

На упражнения разрабатываются понятные для детей схемы. На одной карточке одна схема. На схеме указываются только движения ног. Если упражнение одно для всех – оно демонстрируется на экране.

Для индивидуальной работы используются карточки: у каждого ребёнка своя схема. Перед самостоятельным выполнением дети запоминают и сопоставляют схемы движений с карточки. Например: 


                                                

Где и когда можно использовать координационные лестницы?

Координационная лестница не требует большой площади, ее использование возможно в маленьких спортивных залах, в группе, на улице, дома.

В детском саду используется лестница, как для утренней гимнастики, разминок, физкультминуток так и для развития основных видов движений. Как элемент полосы препятствий в играх – эстафетах, спортивных соревнованиях.

Закрепляя упражнения, можно проводить индивидуальную работу (преимущественно на прогулке). На прогулке в теплый период используется, как выносной материал.

Подвижные игры на координационной лестнице.

На координационной лестнице можно играть в подвижные игры.

Задачи: Формирование умения в выполнении основных движений на координационной лестнице, развитие самостоятельности, активности, творчества в движении. Развитие координации движений, умения взаимодействовать в команде, быстроты, реакции на сигнал, ориентировки в пространстве.

Например:

Игра «Повтори за мной».

Ход игры. Первый ребенок показывает движение на «Лесенке», другие

дети повторяют. Ведущий выбирает того, кто повторил движение точнее всех.

Новый ведущий предлагает следующее движение.

Игра «Посадка картошки».

Задачи: развитие координации движений, быстроты.

Ход игры. «Лесенки» — «грядки» расположены на противоположных

концах зала. Все играющие делятся на пары и выстраиваются в две шеренги по одному возле своей линии старта, друг против друга. На одной стороне зала в каждую ячейку «грядки» положить по одному мячу. По сигналу первые игроки переносят мячи на другой конец зала и кладут в соответствующую ячейку, мяч берет второй игрок из пары и возвращает мяч на первую «грядку». Побеждает пара, которая первой закончит эстафету.

Безопасность во время занятий на лестнице.

Лестницы для выполнения упражнений следует размещать так, чтобы обеспечить достаточно свободного пространства с обеих концов лестниц и по обе стороны от них.

Правильно постановка ног помогает предотвратить травмы и повреждения ступней и голеноступных суставов.

Начинать нужно медленно, постепенно увеличивая скорость выполнения движений.

Избегать утомления, которое приводит к ухудшению техники выполнения движения и замедлению работы ног.

Что дает в работе с детьми использование координационных лестниц?

  1. Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации,

силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.

  1. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
  2. Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

 

Список литературы:

  1. «Развитие координации движения в детском саду и начальной школе». Патрикеев А.Ю.- 18ВК 978-5-4474-6146-1-Создано в интеллектуальной издательской системе Шдего, 2019.
  2. Учебное электронное издание «Технология «лестница» как эффективное средство развития двигательно-координационных качеств. Методические указания» Сост. Чернышева А.В., 2015.
  3. https://vk.com/doc2827881_672541661?hash=b2WBXA02C1DvogM00q4iO71D6GZFU6NxgFp05HHk8t0&dl=bcW87psgsxZ940Nly9QZafcLmsgVapaXy01SBzmHSsP
  4. https://ppt-online.org/1068148

Комментариев нет

Оставить комментарий