Милевская Галина Александровна, инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 32 Кировского района Санкт-Петербурга
Формирование здорового ребенка – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной организации здравохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье – это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, способствуют двигательной активности и т.д. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья. Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ.
В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни, в дошкольных учреждениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), массаж. Комплексное использование средств позволяет разносторонне воздействовать на организм.
Гигиенические навыки – включают режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания, гигиену одежды, обуви, участка, групповой комнаты, зала, физкультурных снарядов и пособий.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями улучшает обменные процессы, защитные функции организма.
Физические упражнения – основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, профилактики и коррекции психофизического состояния организма. К физическим упражнениям относятся только те виды двигательных действий, которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре.
Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств.
Особо хочу уделить внимание ритмике. С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье физическое и духовное. Основа ритмики – музыка, а движения используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Занятия ритмикой помогут успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений.
Для того, чтобы обеспечить максимальное музыкально-ритмическое развитие каждого ребенка необходимо выполнение ряда условий.
Подбор адекватных средств и развивающих методов обучения, творческая направленность педагогического процесса, использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, занятия, игры и упражнения, досуги, праздники) нетрадиционных средств и методов музыкально-ритмического воспитания, таких как ритмическая и креативная гимнастика, образно-игровые движения (упражнения с превращениями), игропластика, элементы хореографии и пр.
Каждое занятие по ритмике – это определенная «оздоровительная доза» (в виде движений физической нагрузки), направленная на укрепление здоровья ребенка. Занятия ритмикой можно отнести и к активному отдыху, когда движения, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость».
Также важно включать музыкально-ритмические движения как элементы гимнастики, физкультминуток, ритмопластических этюдов во время организации лепки, рисования, аппликации, чтения, что поможет педагогу удовлетворить потребности детей в разнообразных движениях. Кроме того, занятия ритмикой дают ребенку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоения двигательных умений – возможность самовыражения.
Массаж, воздействуя на кожу, влияет на весь организм человека.
Двигательная активность – естественная потребность в движении. Важный элемент двигательной активности – физические упражнения, направленные на развитие и физическое совершенствование людей. Недостаточность двигательной активности – гиподинамия – неблагоприятно сказывается на состояние всех органов и систем организма.
Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые 6 лет. В дошкольный период у ребенка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.
Таким образом, система физического воспитания направлена на формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.
Список литературы:
- Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. Ч. 1-2 – Спб., 2000
- Бабунова Т.М. дошкольная педагогика -М., 2007
- Козлова С.А., Куликова Т.А. дошкольная педагогика – М, 2011
- Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М., — 2010
- Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. Спб, 2002
- Шишкина В.А. «За здоровьем в детский сад», «Азбука движения малыша», «система физического воспитания»
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка, учеб. пособие для вузов М., «Академия», 2006
- Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр, М., Советский спорт, 2005
Комментариев нет