Межполушарное взаимодействие

ГБДОУ детский сад №70

Ivalga6161@yandex.ru

Подготовили : Иванова Г.Г.

Баландеу С.А.

 

       Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария. При этом каждое из них выполняет свои собственные функции. Для нормальной работы психики необходимо связанное взаимодействие полушарий. Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, отвечает за усвоение вербальной информации; движения правой частью туловища; память; умение анализировать; логику; речь; способность к точным наукам. Правое– творчески, несет ответственность за: воображение; креативность и творческие способности; эмоциональный диапазон; левую часть туловища; ориентацию в пространстве; интуицию; музыкальные способности; понимание информации, произнесенной вслух.  Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Их взаимодействие обеспечивает эмоциональную стабильность ребенка, координацию движений, качество восприятия и обработку информации. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме, проблемы в устной речи, трудности в запоминании информации, сложности в счете как в письменном, так и в устном, сложность в восприятии учебной информации.

    Признаки несформированной межполушарного взаимодействия: зеркальное написание букв и цифр, псевдолеворукость, логопедические отклонения, неловкость движений, агрессия, плохая память, отсутствие познавательной мотивации, инфантильность. Дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

      Для детей старшего дошкольного возраста очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

     Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.

     Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупно моторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.  Все упражнения необходимо выполнять непринужденно, в спокойной обстановке, чтобы не вызвать у малыша негативных эмоций. Запаситесь терпением, и все получится!

     Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Список литературы

Визель Т.Г. Ребёнок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016. – 140 с.

Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика дошкольного возраста: в 3 ч. Ч. 1. Теоретические и методологичесие основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. – М.: АЙРИС-пресс, 2020. – 94 с.

Созончук Е., Созончук А. Нейропсихолог родителям: как помочь ребёнку? – [б. м.]: Издательские решения, 2018. – 146 с.

Интернет ресурсы : defektologiya.pro

Комментариев нет

Оставить комментарий