Эмоциональное благополучие детей

Кинева Ирина Владимировна,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 18

Кировского района Санкт-Петербурга

 

Эмоциональное благополучие — это уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение. Маленький ребенок доверчиво относится к людям, он открыт окружающему миру.

Какой же он эмоционально благополучный ребенок? Это ребенок, который улыбается, непосредственно ведет себя в разных ситуациях, общительный, доброжелательный, способен выслушать других, не грубит, но способен доказать свою точку зрения, ласков с родными и близкими, не проявляет агрессии, не берет чужие вещи без спроса, проявляет чувство юмора, считается с мнением окружающих, прислушивается к советам взрослых.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Для того, чтобы воспитать эмоционально благополучного ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:

  • старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
  • гуляйте, играйте дома и на свежем воздухе в семейные игры;
  • читайте книги вместе, вместе обсуждайте поступки героев;
  • на своем примере показывайте значимость своей семьи;
  • доверяйте своему ребёнку «секреты» и переживания;
  • учите сопереживать человеку, попавшему в беду;
  • учите дорожить друзьями и быть внимательным к окружению;
  • старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
  • ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни.

Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание и внимание, а не порицание и усталость родителей после трудного рабочего дня. 

Вот несколько игр и упражнений на распознание эмоциональных состояний, в которые можно поиграть дома:

На что похоже настроение? Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Взрослый обобщает какое же сегодня у всех настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Эмоции. Детям показывают картинки с изображением детей в разных эмоциональных состояниях. Предлагается показать с помощью мимики и позы изображенные на них эмоции и назвать их. Затем объяснить, почему дети в таком настроении? Что могло произойти? Ребенку предлагается выбрать одну картинку и придумать по ней короткий рассказ. Задание может использоваться как тест для определения эмоциональной восприимчивости ребенка с шести лет — чем больше эмоций он различил, тем выше уровень его эмпатии.

Упражнение «Зеркало». Взрослый передает по кругу зеркало и предлагает ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!». После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику. Такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослых.

Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях, как с родителями, так и со сверстниками, о отношении к самому себе.

 

Использованная литература:

1.Эмоциональное развитие дошкольника./ под ред. А.Д. Кошелевой.- М., 1985.

  1. Развитие эмоций дошкольников. В.М. Минаева.-М.,2003.

              

Комментариев нет

Оставить комментарий