Ребенок и гаджет

Отобрал гаджет — наказание! Отдал гаджет — вроде как похвала… Знакомая ситуация, не правда ли?

С гаджетами ребенок сталкивается практически при рождении. С какого же возраста и в каком количестве ребенку можно начинать пользоваться гаджетами, чтобы он вырос психически  и физически здоровым человеком? Как ответить на этот вопрос? Успокоить совесть родителей или сказать правду? Ответ один — насколько есть возможность, насколько мы способны оградить ребенка от погружения ребенка в этот потрясающий,  увлекательный, заманчивый мир так и надо стараться это делать. Почему? Потому,   что,  к сожалению,  дети более склонны к зависимому поведению, чем взрослые,  и очень быстро формируется  невротическая зависимость. И когда ребенок начал играть, начал активно использовать смартфон- отобрать его у него становится очень большой серьезной проблемой, драмой;  для ребенка это огромный стресс.

Проблема «Ребенок и гаджет» это не узкая проблема. Сегодня существует некий треугольник-  «Дети- взрослые- гаджеты». И изначально проблема гаджетов это, конечно, проблема взрослых. И только после того, как взрослые становятся абсолютно зависимыми от гаджетов,   эта зависимость начинает « расползаться» на детей, потому что они имитируют, повторяют поведение взрослых. Как ребенок познает жизнь?  Через имитацию поведения других людей. И первые, кто приучает ребенка к гаджету- это родители. Мы с вами  можем сколько угодно говорить ребенку —  не надо сидеть в гаджете, но если мы сами бесконечно проверяем социальные сети, количество «лайков» и перепосты, то зачем мы будем требовать от детей того, чего сами не делаем?

Ситуация: мы сдались. Ребенок в гаджете, отнимать бесполезно, ограничивать, в принципе тоже. Если не бороться, пройдет ли это само? Какие последствия могут быть?  Однозначно: само не пройдет.

Мы пережили информационный скачок. Мы пережили  полное изменение способа передачи информации. Если раньше трансгенерационно информация передавалась от бабушек и дедушек к родителям, от родителей к детям, то сегодня  мы имеем принципиально новую систему. Сегодня человек способом Type-in может в любой момент получить любую информацию. Интернет изменил все. И сегодня авторитетами являются уже  не только родители и  референтная группа, но еще и огромное количество контента, который есть в интернете. Что с этим делать и к чему это приведет? Если человек будет сориентирован только на это, то здесь будет иметь место формирование клипового мышления  и снижение навыка естественной социализации, потому что человек гораздо лучше будет коммуникатировать «человек- система», чем «человек-человек».

Родители очень часто сначала используют гаджет как  способ освободить свое время, потому что это лучший способ для того чтобы не заниматься с собственными детьми. И начинается это, конечно, с мультиков. Вроде бы как очень мягко и безобидно. Но опасность в том, что при длительном просмотре мультиков на экране гаджета, ребенок впадает в  некое трансовое состояние;  он настолько концентрирован, что даже если к нему обращаться, то он вас не слышит, он абсолютно в этом процессе. А вот дальше постепенно, постепенно ребенок настолько к этому привыкает, что если даже родителей «осенит», что нужно забирать телефон, и они понимают, что ребенок хилый, что он не занимается спортом, что идет огромное напряжение на глаза ( зрительный анализатор страдает первым от напряжения) и от этого возбуждается кора головного мозга-  ребенок становится тревожным и депрессивным.   И вот когда мы начинаем отбирать гаджеты ребенок из депрессии запросто может уйти в агрессию.

А есть ли время, которое безопасно для общения с гаджетами? По проведенным исследованиям доказано, что даже 30 минут ежедневного времени проведенного в интернете, приводит к тому, что семилетние и восьмилетние дети через  полгода начинают страдать тревожным расстройством. Детей нужно отвлекать от гаджетов четким расписанием, в котором есть порядок.

На что же нужно отвлекать детей от гаджетов?

В первую очередь — профилактика. Ничего нового:  ключевой момент- забота о теле ребенка. Гаджет — это погружение умственное, интеллектуальное, поэтому нам нужно задействовать тело. Все, что будет связано  со спортом, с природой, со свежим воздухом, с какими — то активностями именно физического порядка — нужно обязательно это вводить. Когда ребенок переживает трудности, обиды, грусть, ссоры, которые всегда бывают, всегда они есть и в детстве и в переходном возрасте, они  гораздо лучше преодолеваются в движении.

Навыковые интересы. Начиная от поделок, заканчивая, например, вышиванием  или каким- то другим хобби.

Музыка. Музыка обладает уникальной способностью перерабатывать эмоциональные переживания.

Ну и конечно общение. Как можно больше контакта с ребенком и как можно больше контактов ребенка со сверстниками.

Полностью исключить гаджет из жизни ребенка, наверное, невозможно. Но в наших силах стать для ребенка примером ответственного гаджет-пользователя. 

Автор-составитель: Ярошеня Ж.А., ГБДОУ детский сад № 35 Кировского района Санкт-Петербурга

Комментариев нет

Оставить комментарий