ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 74.
Тимофеева Мария воспитатель
Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья детей возможна при хорошо поставленной педагогической работе с рационально сочетающейся лечебной профилактикой.
Перед педагогом дошкольного образования поставлено много задач:
— создать условия для успешного гармоничного развития каждого ребенка;
— способствовать быстрейшей адаптации детей к дошкольному учреждению;
— создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка к занятиям;
— создать педагогические ситуации успеха детей в процессе деятельности.
Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов обучения ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена, прежде всего, и главным образом на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма ребенка и целебного воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.
В общей педагогике записано: «Под лечебной педагогикой имеется в виду система методов и приемов, которые благоприятно действуя на психику ребенка, способствуют его развитию, обучению, лечению и выздоровлению».
Принципы лечебной педагогики
Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.
Педагог должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышая устойчивость нервной системы для преодоления детьми трудностей; направлять все внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они способны сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам.
Рассмотрим применение лечебной педагогики на занятиях по музыке по теме «Музыкальная прогулка».
Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей.
Задачи:
— учить ритмично двигаться под музыку, слышать двухчастную форму произведения и самостоятельно менять движение в соответствии с изменением характера музыки;
— развивать детское творчество через согласование движений с эмоциональным характером музыки;
— развивать навыки выразительной передачи игрового образа;
— воспитывать произвольное внимание и выдержку в игровом взаимодействии;
— способствовать развитию речи детей.
Музыкальный репертуар, используемый в ходе занятия:
- Валеологическая распевка «Доброе утро!» Арсеневская О.Н.
- «Вот так вот» белорусская народная мелодия, обработка Г. Фрида
- «Вальс» А. Грибоедов
- «Полечка» Д. Кабалевский
- «Веселый жук» муз. и сл. Р. Котляровского
- Латвийская народная мелодия
- «Зайчик ты зайчик» русская народная песня
- «Весенняя полька» муз. Е. Тиличеевой сл. В. Викторовой
- «Марш» Тиличеева E.
- «Мы на луг ходили» муз. Филлипенко А., сл. Т. Волгиной
Дружный детский коллектив всегда несет радость общения со сверстниками. Помогает оздоровлению соблюдение деятельного режима, физминутки, подвижные игры, осуществление всестороннего эстетического воспитания. В эстетотерапию входит благоустройство и художественное оформление территории, интерьеров.
Красота проявляется и в поведении, и во взаимоотношениях между людьми. Наряду с лечебным воздействием эстетика формирует моральный облик. На все эти моменты стоит обращать внимание детей.
Психологический фактор — это, прежде всего психическое здоровье и условия, которые необходимы для его наличия у ребенка:
- Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость.
- Удовлетворение жизненных потребностей в любви, ласке, внимании.
- Наличие стимулов для здорового психического развития, укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение.
- Организация увлекательной деятельности. Пассивность, неуверенность, тревожность возникают во время отсутствия интересного дела.
- Получение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире.
- Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия.
Для достижения задач лечебной педагогики в ходе занятия дети выполняют музыкально-ритмические движения, развивают чувство ритма, продолжают учиться музицировать, с интересом разучивают новые упражнения пальчиковой гимнастики, поют и водят хоровод.
Главный вывод занятия: Искусство подарит вам хорошее настроение, избавит от депрессии, укрепит иммунитет. Под влиянием искусства люди становятся добрее, приветливее, внимательнее. Пойте песни, танцуйте, рисуйте, слушайте музыку. Будьте здоровы!
Комментариев нет