Особенности применения лечебной педагогики в дошкольном учреждении

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 74.

Тимофеева Мария воспитатель

Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья детей возможна при хорошо поставленной педагогической работе с рационально сочетающейся лечебной профилактикой.

Перед педагогом дошкольного образования поставлено много задач:

— создать условия для успешного гармоничного развития каждого ребенка;

— способствовать быстрейшей адаптации детей к дошкольному учреждению;

— создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка к занятиям;

— создать педагогические ситуации успеха детей в процессе деятельности.

Суть лечебной педагогики заключается в том, что в подборе методов обучения ребенка мысль врача и педагога должна быть направлена, прежде всего, и главным образом на использование естественных лечебных факторов и физиологических защитных свойств и механизмов организма ребенка и целебного  воздействия на его психику общего спокойного состояния и радостного настроения.

В общей педагогике записано: «Под лечебной педагогикой имеется в виду система методов и приемов, которые благоприятно действуя на психику ребенка, способствуют его развитию, обучению, лечению и выздоровлению».

Принципы лечебной педагогики 

Здоровье ребенка зависит не только от внешних условий, но и от его психического состояния. Все жизненные трудности, психологическое перенапряжение, отрицательные эмоции ведут к заболеваниям.

Педагог должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышая устойчивость нервной системы для преодоления детьми трудностей; направлять все внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они способны сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» нам.

Рассмотрим применение лечебной педагогики на занятиях  по музыке по теме «Музыкальная прогулка».

Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление психофизического здоровья детей.

Задачи:

— учить ритмично двигаться под музыку, слышать двухчастную форму произведения и самостоятельно менять движение в соответствии с изменением характера музыки;

— развивать детское творчество через согласование движений с эмоциональным характером музыки;

— развивать навыки выразительной передачи игрового образа;

— воспитывать произвольное внимание и выдержку в игровом взаимодействии;

— способствовать развитию речи детей.

Музыкальный репертуар, используемый в ходе занятия:

  1. Валеологическая распевка «Доброе утро!» Арсеневская О.Н.
  2. «Вот так вот» белорусская народная мелодия, обработка Г. Фрида
  3. «Вальс» А. Грибоедов
  4. «Полечка» Д. Кабалевский
  5. «Веселый жук» муз. и сл. Р. Котляровского
  6. Латвийская народная мелодия
  7. «Зайчик ты зайчик» русская народная песня
  8. «Весенняя полька» муз. Е. Тиличеевой сл. В. Викторовой
  9. «Марш» Тиличеева E.
  10. «Мы на луг ходили» муз. Филлипенко А., сл. Т. Волгиной

Дружный детский коллектив всегда несет радость общения со сверстниками. Помогает оздоровлению соблюдение деятельного режима, физминутки, подвижные игры, осуществление всестороннего эстетического воспитания.  В эстетотерапию входит благоустройство и художественное оформление территории, интерьеров.

Красота проявляется и в поведении, и во взаимоотношениях между людьми. Наряду с лечебным воздействием эстетика формирует  моральный облик. На все эти моменты стоит обращать внимание детей.

Психологический  фактор — это, прежде всего психическое здоровье и условия, которые необходимы для его наличия у ребенка:

  1. Создание спокойной обстановки, доброжелательности взрослых, умение создать и поддержать хорошее настроение, учить находить радость.
  2. Удовлетворение жизненных потребностей в любви, ласке, внимании.
  3. Наличие стимулов для здорового психического развития, укрепление веры в себя, свою значимость, свое умение.
  4. Организация увлекательной деятельности. Пассивность, неуверенность, тревожность возникают во время отсутствия интересного дела.
  5. Получение ребенком разнообразных ярких переживаний, впечатлений, представлений и понятий о внешнем мире.
  6. Развитие познавательных процессов: внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия.

 Для достижения задач лечебной педагогики в ходе занятия дети выполняют музыкально-ритмические движения, развивают чувство ритма, продолжают учиться музицировать, с интересом разучивают новые упражнения пальчиковой гимнастики, поют и водят хоровод.

Главный вывод занятия: Искусство подарит вам хорошее настроение, избавит от депрессии, укрепит иммунитет. Под влиянием искусства люди становятся добрее,  приветливее, внимательнее. Пойте песни, танцуйте, рисуйте, слушайте музыку. Будьте здоровы!

Комментариев нет

Оставить комментарий