Народные подвижные игры

Подготовила воспитатель ГБДОУ  детского сада № 24

Кировского района Санкт-Петербурга

Петрова А.А.

«О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседнего двора.

За мной явилась мать, но даже маме

в лапту случалось заиграться с нами».

В. Берестов

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.

Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая и народные игры.

Для большинства русских игр характерны: простота, общедоступность, широкая распостраненность среди других народов

Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. На территории Древнего Новгорода (10-13 век) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов.Найдены также технически совершенные предметы: вертушки, напоминающие пропеллеры 20 века. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в период первобытнообщинного строя (6-8 вв.) у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинскогоискусства,в которую входили разнообразные игры и физическиеупражнения: «Стенка на стенку»«Палочные бои» (фехтование, метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, бег, плавание),

игры «Буй»«Чур»«Бабки»«Городки»«игра с домашним быком«Горелки»,хороводные игры.О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников, летописи, а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора.Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих.

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей

Веселые подвижные игры — это наше детство, кто не помнит неизменных пряток, жмурок, ловишек, салочек, эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому, что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр — развеселить, позабавить. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Многие народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно проводить в любое время года, в различных ситуациях повседневного общения с ребенком, во время досугов и развлечений.

Бирюльки

Это игра известна издревле, однако, ее правила знают сейчас очень немногие. Смысл заключается в том, что берется от 60 до 100 предметов длиной 10 см. Их кладут в мешок, а затем высыпают на ровную поверхность. Бирюльки, высыпаясь, ложатся беспорядочно и задача игры заключается в том, что каждый по очереди убирает по одной бирюльке специальными крючками, стараясь не потревожить те, которые находятся рядом. Побеждает тот, у кого, после разбора всей кучи, насчитывается больше всего собранных «трофеев». Кажущаяся на первый взгляд простая игра, требовала терпения, ловкости, усидчивости и аккуратности.Бирюльками называются маленькие деревянные игрушки, сделанные в виде различных предметов, которые хранятся в специальных коробах-укладках, в каждой из которых обычно помещалось 32 бирюльки. Доподлинно неизвестно, кто и когда придумал эту игру на Руси. Считается, что она появилась в крестьянской среде и была любимым развлечением у детей и подростков. В 19 веке, бирюльки стали не только семейным развлечением, но и светским, они были непременным атрибутом аристократических салонов и балов. А в начале 20 века бирюльки стали одной из наиболее популярных игр. С приходом советской власти, игру сочли барским пережитком и ненужным развлечением.

 

Золотые ворота

Эта игра отличается большой динамичностью и рассчитана не столько на ловкость ее участников, сколько на их везение. Правила «Золотых ворот» следующие: два игрока становятся напротив друг друга и соединяют руки таким образом, чтобы получились ворота. Остальные участники берутся за руки и по очереди проходят через них. Игроки, составляющие ворота при этом напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

 Первый раз прощается,

 Второй раз запрещается,

 А на третий раз

Не пропустим вас!

После того, как заканчивается песня они опускают руки, и те игроки, которые попались также становятся воротами. Таким образом, постепенно уменьшается цепочка участников. Игра заканчивается в тот момент, когда все становятся «воротами». Играют большой компанией, чем больше людей, тем интересней и веселей игра.

 

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

 

Репа

Название этой игры произошло от старинной русской сказки «Репка», поэтому ее смысл несколько похож на это произведение. Она прекрасно подходит для развития реакции и координации движений.

Правила игры таковы: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок-«репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:

«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»

Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.

Существует еще одна вариация этой игры.

В эту забавную игру  играли когда-то в Вятке. Тот, кому довелось быть репкой, крепко цеплялся за столб или дерево. Сзади за талию его обхватывал другой игрок, того — третий и так далее. Один или двое водящих старались «выдернуть репку», начиная тянуть последнего в цепи. Если это удавалось, то почти все, как правило, оказывались на земле — равновесие сохранить было очень трудно, лишь самые ловкие могли удержаться на ногах. Но часто цепь разрывалась посредине. «Лыч! Лыч!» — кричали устоявшие и потешались над теми, кто свалился, не отведав репки…

 

Салки

Это одна из распространенных вариаций подвижной и физически развивающей игры. Ее участника расходятся по площадке, закрывают глаза, а руки при этом держат за спиной. Ведущий кладет одному из игроков в руку предмет на счет «раз, два, три» все открывают глаза. Руки участников при этом остаются за спиной. То игрок, у которого оказывается предмет говорит: «Я салка». Остальные участники должны от него убежать, прыгая на одной ноге. Тот, кого коснулся «салка» сам становится «водой». Важным условием является то, что и «салка» тоже должен прыгать на одной ноге.

 

 

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину. Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну. «Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».Скорее всего такое название игра получила оттого, что в старые времена играющие обставлялись огнями.  

 

«Городки».

Задача играющих в том, чтобы битой (обычно используют деревянную) выбить построенные в ряд фигурки (городки). Игра эта может быть как командной, так и одиночной. На выбивание дается несколько попыток. Тот игрок или та команда, которые выбыли наибольшее количество фигур при наименьшем количестве попыток, считаются победителями. Важно расстояние, на которое отходит игрок, чтобы выбить фигуры, количество городков.

Первые упоминания о городках относятся к Древней Руси», — читаем в выходящей ныне Большой Российской энциклопедии4. Часто говорится о подлинно национальном характере этой игры, потому что в нее играли как простой народ, так и цари и правители. Утверждается, что в городки играл Петр I Великий. То же самое рассказывается о генералиссимусе А. В. Суворове и об адмирале Ф. Ф. Ушакове. И. Е. Забелин подчеркивает, что в допетровской России игры и забавы русских царей практически ничем не отличались от игр и забав, распространенных в простонародье. То есть приведенный И. Е. Забелиным материал можно отнести не только к царским лицам, но и ко всему населению России.В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой, Андреев и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

 

Лапта

 Одна из любимейших игр наших бабушек, которую, к сожалению, уже начали забывать. Так для игры требуется поле длиной 50-60 метров. Метров 10 от конца поля с двух сторон проводятся линии. За одной линией будет «дом», а за другой – «кон». Играющие разбиваются на части. Первая команда называется «бьющей», вторая «водящей». « Бьющая» команда размещается за линией «дома», «водящая» – на поле. Игрок «бьющей» команды лаптой (деревянной битой) должен ударить по мячу и пробежать до линии «кона» и обратно, пока «водящая» команда ловит мяч и пытается попасть им в него. Если успел добежать –игроки его команды играют дальше в «доме», нет –меняются местами с соперниками. Однако, в момент перебежки «водящей» команды за линию «дома», игроки команды противников могут «запятнать» любого зазевавшегося на поле игрока, тогда команды снова меняются местами. Так на поле происходит постоянная борьба за обладание «домом». Команда игрока, не «запятнавшего» себя, получает очко. Победителем становится команда, заработавшая большее количество очков. Лапта — русская народная командная игра с мячом и битой. Игра проводится на естественной площадке, в сельской местности за деревней, в городе- на пустыре. Цель игры — ударом биты послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель Куприн, Александр Иванович: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».На Руси лапта пользовалась огромной популярностью как среди простого люда, так и в княжеских и царских теремах и дворцах. Играл в лапту и Петр 1, играли солдаты и офицеры Преображенского и Семеновского полков.

 

Ручеек

Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная. Играющие встают друг за другом парами, обычно юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

 Русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, силы воли, самостоятельности, терпения, лидерству и уступчивости. Также способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.

Источники

 Большакова М.А.Народные подвижные детские игры. современный фольклорныйсборник Москва: Форум, 2014г

Иванова В.В. Значение народных подвижных игр для развития дошкольников. Казань, март 2018 г.

Синицына С.Д. История физической культуры народов СССР 1953г

Ключева М.А Народные подвижные детские игры.Современный фольклорный сборник  Москва : Редкая птица, 2015.

Русская лапта: техника, тактика, история и правила. Учебное пособие  [Р. М. Исламов, Ю. Г. Капустин, Н. Л. Врищ, И. В. Шайдарова ; под общей редакцией Р. М. Исламова] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Дальневосточный федеральный университет, Школа искусства, культуры и спорта, Кафедра методики преподавания спортивных игр. — Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2018г

Нисловская Л.А, ФришманИ.И.  Русские народные игры. Учебно-методическое пособие Москва 2017

https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/7008-russkie-narodnye-igry.html

https://azbyka.ru/deti/russkie-narodnye-podvizhnye-igry-m-litvinova

http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig13_1.htm

Комментариев нет

Оставить комментарий