Подготовила воспитатель ГБДОУ детского сада № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
Листратенко Е.А. (Из опыта работы)
ИГРА – забава, установленная по правилам.
(Толковый словарь – В.И.Даль)
«В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».
К.Д.Успенский
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры».
А.В.Луначарский
В культуру каждого народа входят созданные им игры. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Покровский Е.А. писал, что игрушки и игры нередко оказываются средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призваний отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
Родина впервые предстаёт перед ребёнком в звуках, образах, играх и красках. Всё это в изобилии несёт в себе богатое по содержанию народное творчество. Народные подвижные игры являются частью истории народа, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служат средством приобщения к народной культуре.Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.
Знакомя детей с народными играми, мы одновременно знакомим и с фольклором, и с народными традициями и с чувствами, эмоциями, переживаемыми нашими предками. Что является, по сути, передачей духовного кода.
Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту и знаниям наших предков, к русским народным принципам образования, так как именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.
Как в эпоху интерактивных технологий развивать в детях сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, эмоционально-чувственную сферу, повысить двигательную активность детей, познакомить с национальной культурой.
В своей педагогической практике я постоянно использую русские народные подвижные игры, и чем младше дети, тем больше игр на основе народных песенок, попевок и потешек включаю в работу. Они не только тренирует память, помогают установить эмоциональный контакт между играющими, но в ходе игры, на подсознательном уровнедетьми впитываются национальный культурный код.
В народном фольклоре часто встречаются потешки с яркой выразительностью образов, с переливом разнообразных эмоций. Разучить их с детьми – уже ценно. Увы, если, в дальнейшем перестать их повторять, произойдет постепенное забывание. Но если образный текст дополнить яркими движениями, то получится подвижная игра с использованием фольклорных форм, которая сможет сопровождать ребенка все дошкольное детство.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, придуманных мною.
1.«Кошкин дом»
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!
Предполагается использование игры в младшей группе.
- Я позволила себе внести в текст коррективы. В некоторых источниках потешка начинается со звона колокола – «Тили-бом!» и мне кажется, это еще интересней — имитация пожарных колоколов, а можно «Кошке» дать настоящий колокольчик.
- Для усиления эмоциональной трактовки образа самой «Кошки» я подобрала подходящую по смыслу фразу, не выбивающуюся из ритмики стиха – «Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите!». Фраза взята из «Путаницы» К. Чуковского, тексты которого уже сами стали фольклором.
Текст |
Движения |
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом! Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите!
|
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. «Кошка» с колокольчиком сидит в середине и звонит.
Останавливаются, поднимают руки вверх. Кошка, оставляя колокольчик на полу, поднимается, покачивает головой с поднятыми к ней руками, изображает испуг. Встает в круг со всеми.
Все дети, двигаются по кругу, руки как крылышки. Все дети – прямой галоп, одна рука поднята, как бы с фонарем. Все дети идут дуг за другом, как бы «подметая».
Прыжки на двух ногах с продвижение вперед. Останавливаются и машут двумя руками в середину
Медленно присаживаются. Игра заканчивается аплодисментами. |
В игре не только фольклорная основа, активная подвижность, но и возможностью превращению в различных персонажей, тренировкой мимики, пластики и интонаций. Игра настраивает на дружеский лад, сопереживание и взаимопомощь..
2.«Тень-тень-потетень»
Тень-тень-потетень
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь.
Предполагается использование игры в средней группе.
- Для увеличения подвижности я ввела еще одного персонажа-«Волчок». После слов которого «Укушу вас за бочок» — все разбегаются.
Мне показалось, что появление «Волчка» в игре вполне уместно и соответствует национальным и игровым традициям.
- Еще одному герою — «Медведю»-я изменила слова-«Громко я могу реветь», чем, как мне кажется, он и мог бы похвастаться. Я, конечно, понимаю, что потешка немного теряет смысл — юмор и «небывальщина», но приобретает важное для меня подвижное окончание, а не просто смешинку.
- Чтобы немного сократить текст и ожидание детей я не включила 2-х «Ежей», но в дальнейшем, чтоб обновить игру, когда дети к ней привыкнут и чтобы увеличить речевую и коммуникативную нагрузку (ведь «Ежам» нужно говорить синхронно), «Ежи» могут вновь вернуться в текст игры.
Текст |
Движения |
Тень-тень-потетень
Похвалялася лиса:
Похвалялся и волчок:
— Укушу вас за бочок!
|
Дети, держась за руки, идут по кругу. Продолжая движение, поднимают сцепленные рука вверх. Останавливаются и присаживаются.
Встают, руки на пояс, «пружинка» с поворотами
Говорит ведущий, указывая на ближайшего ребенка, справа или слева от себя. «Лиса» — изменяя голос, продолжая «пружинку».
Ведущий, с детьми, указывая на следующего ребенка. «Зайка» — делает движения руками — «зазывание».
Ведущий с детьми, указывая на следующего ребенка. «Медведь»- изменяя голос, покачиваясь, держа руки как лапы. Ведущий с детьми, указывая на следующего ребенка. «Волчок» — изменяя голос, с сердитой интонацией, щелкая руками как пастью. После этих слов хоровод разбегается, «волчок» догоняет и пятнает. «Укушенные» (запятнанные) пропускают следующую игру. Если не позволяет место игры разбегаться или нужно сократить активность –можно всем прятаться (приседать и замирать), в этом случае «Волчок» ищет шевелящихся. |
Игра ценна не только фольклорной основой, подвижностью, но и возможностью «внезапного» (по предложению воспитателя) превращению в персонажа, тренировкой мимики, пластики и интонаций.
3.»Куда Фома едешь?»
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке,
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем тебе молоко?
— Ребяток кормить.
Предполагается использование игры в старшей группе.
- Потешка предполагает встречу двух персонажей, а нам нужно участие всех детей, поэтому я убрала фрагмента про Тимошку.
- Добавила слова «кашу варить, ребяток кормить»
- И в конце для увеличения подвижности в игре,слова, являющиеся сигналом догонялки.
Текст |
Движения |
Стучит, бренчит по улице: — Куда, Фома, едешь? — Еду сено косить.
— А зачем тебе молоко?
—Зачем ребяток кормить? —Чтобы бегать и скакать, вас скорее догонять! |
Дети идут по кругу, в середине сидит Фома, верхом на стуле.
Останавливаются.Спрашивают.
Фома-отвечает, показывая как косит. Все дети повторяют имитирующие движения Спрашивают, протягивая руки (вопрошая) Фома- показывает, как кладет сено, все повторяют. Спрашивают. Фома- показывает, как доит, все повторяют. Спрашивают. Фома отвечает–показывает, как варит кашу, одной рукой как бы держит горшок, другой «помешивает». Спрашивают.
Фома — отвечает и догоняет. |
Фоме хорошо бы надеть картуз.
4.«Барашеньки-крутороженьки»
Барашеньки-крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Предполагается использование игры в подготовительной группе.
- Детям нравятся игры-дразнилки, поэтому я объединила двепотешки, где одно и то же имя и получилась игра-дразнилка с имитационными движениями и активным бегом в конце. Так как далеко не все дети мечтают стать «Ваней-простотой».
Текст |
Движения |
Барашеньки-крутороженьки
Ваня, Ваня простота, |
Ваня сидит верхом на стуле, спиной к детям, дети идут к нему, показывают закрученные рога над головой. Руки на пояс, притоптывая
Имитируют движения игры на скрипке.
«Грозят пальчиком»
Прыжком поворачиваются спиной к Ване. Ваня вскакивает (со стула), дети разбегаются, Ваня догоняет.
|
В сборниках фольклора можно найти очень много интересных потешек, чтобы придумать к ним движения и использовать в работе. Если подобрать движения меньшей интенсивности, то игры можно использовать, как физминутки, игры-минутки между занятиями и в других режимных моментах, а так же, как упражнения для развития эмоциональности и пластической выразительности.
Комментариев нет