Авторы: Сопнева Н.Н., Хотькина Н.В., педагоги ДОУ № 65
Кировского района Санкт-Петербурга
А ведь с зубами у нас совсем беда.… Как у взрослых, так и у детей. Традиционная зубрежка по поводу регулярной чистки зубов спасает мало. Давайте вместе искать новые способы, новые подходы? Как же интересно и доступно, а главное с долгосрочной перспективой рассказать детям о здоровье и гигиене полости рта? Мы попробовали, смеем надеяться, что у нас получилось.
Авторское пособие «Наши зубки» — идея, которая заинтересовала наших детей надолго. Мы разработали небольшую модель, с помощью которой можно наглядно увидеть, как устроена десна с зубами, как можно и нужно правильно за ними ухаживать. Пособие предназначалось нами изначально для детей 4-6 лет, но вполне может использоваться и с детками младшего и старшего возраста.
Модель состоит из десны и входящими в неё зубками. Модель укрупненного размера, чтобы детям было удобно манипулировать с зубами, которые легко вынимаются и крепятся к десне липучками. В нашу десну вставляется 3 зуба, каждый имеет отличительные черты. Первый – здоровый белый зуб, второй – зубик больной, на нём схематично изображен кариес. Третий зуб уже залечен, на нём видна пломба. Для активизации детского интереса мы анимировали наши зубки. Здоровый и залеченный зубки улыбаются, больной зуб грустит. В дополнение мы изготовили такие же крупные аксессуары: зубную пасту и щётку. Основная цель модели как пособия: повышать интерес к получению знаний о человеческом теле в целом и о зубах в частности. Модель изготовлена из мягкого флиса, который легко стирается. Наполнитель: синтепон.
Пособие можно использовать как в непрерывной образовательной, так и в совместной деятельности, а также в индивидуальной работе с детьми. Флис легко электризуется. Это свойство мы использовали для небольшого эксперимента. Цветная бумага рвется на мелкие кусочки, которыми мы посыпаем нашу модель. Мелкие детали легко прилипают к нашим зубам со всех сторон. Дети наглядно убеждаются в том, что остатки пищи могут попасть в любое место в полости рта, следовательно, зубы надо чистить тщательно со всех сторон, включая межзубное пространство.
С помощью нашей модели можно отработать:
- Дидактические ситуации: «Что сначала, что потом?», «Зубки заболели»;
- Фрагмент сюжетно-ролевой игры «Поход к стоматологу»;
- Алгоритм чистки зубов.
Достоинства нашей модели:
- Наглядность;
- Простота в уходе;
- Удобство в использовании;
- Развивает умственные, творческие и эстетические способности детей;
- Является интересным, привлекающим внимание, элементом развивающей предметно-пространственной среды.
Благодаря нашей модели, ребята могут закрепить, полученные ранее знания в основном для них виде деятельности – игре. Манипуляции с зубками также позволяют развивать мелкую моторику кистей рук. Пособие развивает внимание, наблюдательность и усидчивость.
Приятные тактильные свойства флиса и наполнитель синтепон, который легко возвращает прежнюю форму при смятии, а также простота в уходе позволяют использовать нашу модель еще в одном качестве. Наши зубки можно использовать для фиджетинга — процесса неосознанного перебирания и кручения чего-то для успокоения нервов и усиления концентрации. Сейчас очень популярны мягкие игрушки, используемые как своеобразный анти стресс – сквиши (Squishy, англ. — мялка). Сквиш, иначе игрушка-мялка – игрушки, которые приятно сжимать, мять в ручках. Сквиши отличаются необычным дизайном, их можно использовать в уголках уединения, когда малышу необходимо побыть одному, снять нервное напряжение, отдохнуть и расслабиться. Вот таким сквишем и могут быть наши зубки.
Таким образом, наша модель может использоваться как модель для детей старшего дошкольного возраста, как дидактическое пособие для детей среднего и младшего возраста, как пособие для сюжетно-ролевой игры, и как игрушка-свиш для уголка уединения.
Комментариев нет