Автор: педагог-психолог Суремкина Марина Михайловна,
старший воспитатель Малина Татьяна Владимировна
ГБДОУ детский сад № 41
Кировского района Санкт-Петербурга
Педагоги и специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Все это со временем приводит к эмоциональному выгоранию и, как следствие, снижению эффективности педагога.
В связи с этим важно создать условия для того, чтобы специалист мог адекватно отреагировать накопившийся эмоциональный дискомфорт, снять внутреннее напряжение, получить психологическую поддержку и пополнить внутренние ресурсы.
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным. Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Одним из методов работы с педагогами предлагаем использовать цветной песок, который служит средством самовыражения.
Этот материал состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев, способствуя улучшению работы нервной системы. Это полезно и в пожилом возрасте (когда снижается чувствительность рук) и для всех без исключения, особенно когда много времени приходится сидеть за компьютером.
Песок позволяет комфортно работать каждому, даже тем, кто не имеет художественных способностей и боится оценивания.
Как свидетельствуют некоторые источники, песок способен поглощать негативную психическую энергию, тем самым способствуя улучшению эмоционального фона.
При работе с песком движения рук спокойные и неторопливые, что успокаивает, снижает ритм дыхания, делая его более гармоничным.
Целью работы с песком является снижение эмоционального напряжения и активизация внутренних ресурсов. Достижение этих целей возможно в процессе реализации следующих задач:
- Создание благоприятных условий для работы в группе.
- Оказание психологической поддержки.
- Способствование раскрытию внутренних ресурсов.
- Возможность адекватного отреагирования накопившегося эмоционального напряжения.
- Формирование навыков выработки адаптивных моделей поведения.
Для работы с педагогами необходимо достаточно просторное помещение, включающее в себя 2 зоны: для работы в круге и для работы за столом.
Желательно отсутствие помех и лишних шумов. Очень важно создать безопасное психологическое пространство. В течение занятий тактично способствовать соблюдению правил работы группы и регламентировать дискуссии. В процессе работы, ведущий фиксирует важные моменты для каждого участника и его ресурсы, чтобы в конце поддержать и настроить на успех. В кабинете должны быть все необходимые материалы для занятия:
- Плакат или презентация с правилами работы в группе.
- Для проведения релаксации желательно иметь коврики или удобные кресла для участников.
- Заготовка для создания рисунка. (Приложение 1).
- Цветной песок.
- Контейнеры для ссыпания лишнего песка.
- Музыкальное сопровождение.
- Колода метафорических карт: «Сокровищница жизненных сил». Автор: Татьяна Зинкевич – Евстигнеева. (Приложение 3)
- Бейджики, карандаши и листочки для имени и символа.
Для того, чтобы оценить эффективность проделанной работы участниками и отследить их эмоциональные ощущения и их динамику, разработана анкета (Приложение 2), для самооценки своего состояния, которая предлагается для заполнения до и после занятия. Динамика определяется, путем качественного анализа ответов. Как вариант, подсчитываются баллы по негативным и позитивным утверждениям и сравниваются первоначальные результаты и конечные. Так же, для более полной картины, дополнительно может предлагаться цветовая диагностика эмоционального состояния, с использованием значения цветов Люшера, так же перед мероприятием и после.
План – конспект занятия для педагогов:
«Профилактика эмоционального выгорания. Песочная сокровищница ресурсов»
Приветствие. (1 этап – работа в круге).
- Разминка: «Это-я»
Участникам предлагается на листах размера А-6, используя цвета написать свое имя (ту форму, которой называть в течение занятий) и изобразить символ, ассоциирующиеся у них с самим собой в данный момент времени.
Краткие рассказы-самопрезентации участников.
- Правила работы в группе:
Чтобы чувствовать себя на занятии комфортно и безопасно, предлагаю соблюдать эти правила:
- Конфиденциальность
- Правило личного мнения
- Правило вежливости и тактичности
- Правило безоценочности
- Основной этап. (Работа за столом).
— Сейчас у нас не будет красок или карандашей, перед вами лежит другой, не менее увлекательный материал для творчества – цветной песок. Какие ассоциации вызывает у вас слово «песок»?
— У кого-то ассоциации связаны со стройкой, но большинство вспомнит песчаный пляж, море, теплые лучи солнца, крики чаек, легкий бриз… Все это завораживает нас и позволяет расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть. И сегодня у нас есть такая возможность.
— Песок существует миллионы лет, он «помнит» многое, но в то же время он способен впитывать в себя негативную энергию, «очищая» нас.
— Песок не терпит суеты, при работе с ним не стоит торопиться. Представляйте, что вашей рукой управляет легкий нежный ветерок и следуйте за его движениями. Отпускайте все ненужные мысли, как выпускаете песок из рук.
— А сейчас снимите с ваших заготовок защитный слой и положите ее перед собой. (Далее под легкую музыку)
— Прежде чем приступить к работе, давайте расслабимся и погрузимся в спокойное состояние. Примите удобное положение… Закройте глаза… Прислушайтесь к своему дыханию… Оно становится ровным спокойным…
Расслабьте лоб, глаза, щеки, разожмите зубы. Расслабьте плечи, руки, спину, ноги. Постарайтесь отвлечься от посторонних звуков. Прислушайтесь к тому, что я буду говорить, и повторяйте про себя, как эхо, те слова, которые для вас значимы, когда захочется.
Сейчас загляните вовнутрь себя, вовнутрь своего мира. Какие цвета там преобладают, какие звуки, какие ощущения, если прикоснуться к чему –то?
Теперь найдите в этом мире свою «внутреннюю силу», это то, что помогает вам преодолевать все препятствия, придает уверенность в себе, помогает быть упорным, сильным духом, но в то же время душевно спокойным.
Рассмотрите образ своей внутренней силы… Какие цвета в нем преобладают, какой он формы, какого размера, какой образ на ощупь?.. Может от него исходят звуки – приятные они или нет?.. Обратите внимание, в каком месте своего мира вы его обнаружили, комфортно ли ему находиться здесь? Нравится ли вам видеть его именно здесь? Вы хозяин своего мира и все в ваших руках, вы можете переместить его, если вам это угодно…
Теперь ощутите всю силу, энергию и мощь вашей внутренней силы… Разбудите ее, если она спит, ощутите вибрации, с которой она просыпается и набирает свою силу… Что вы чувствуете?.. Вам хочется парить или свернуть горы?.. Ощутите, какую уверенность в себе она вам придает. Почувствуйте, как нарастает мощь вашей внутренней силы…Вы все сможете… Нет такого препятствия, которое вы не сможете преодолеть… Все они становятся мелкими или совсем исчезают…
И наравне с этими ощущениями, душевное спокойствие, заполняет ваш внутренний мир… оно как мягкое, легкое облако вытесняет все негативные мысли и беспокойство, они выходят из вас как дым и улетают в никуда… Вы сильны духом, уверенны и спокойны… Все в ваших руках… Вы создатель своего успеха, своего счастья, своей жизни…
А теперь я сосчитаю до 5 и вы откроете глаза, 1-2 запомните все позитивные ощущения, которые вы испытали и возьмите с собой в реальность, 3-4 прислушайтесь к внешним звукам, почувствуйте стул, на котором сидите, 5 – откройте глаза.
Теперь с помощью цветного песка создайте образ, который видели, образ своей внутренней силы. Постарайтесь во время создания, ощущать эту силу и передать ее через рисунок. Рисовать желательно одновременно двумя руками. Не задумывайтесь об эстетической стороне рисунка, главное получить удовольствие и зарядиться положительной энергией.
- Обратная связь. Работа в круге.
— Поделитесь своими ощущениями, удалось ли вам прочувствовать свою силу и зарядиться положительной энергией?
— Если группа чувствует себя комфортно и идет на диалог – более подробное обсуждение получившихся образов, чувств которые он вызывает,
проведение параллелей между образом и событиями, происходящими в жизни, поиск ресурса в образе, значение выбранных цветов.
— Какие чувства вызывает, созданный вами образ?
— Какой элемент картины для вас самый приятный? Почему? Если проводить параллели с вашей жизнью, кто или что может ассоциироваться у вас с этим элементом? (поиск ресурсов)
— Какие цвета занимают большее пространство? Обратите на них внимание.
- «Сокровищница жизненных сил» (метафорические карты)
Напоследок, предлагаю выбрать для себя ресурс на ближайшее время, о котором возможно вы и не подозревали. Но он всегда рядом. Доверьтесь своей руке и выберите карту.
— Обсуждение и впечатления от полученной карты.
Поиск взаимосвязи с актуальными потребностями.
- Заключительная часть.
— Обратная связь, впечатления от занятий.
— Пожелания и поддержка от ведущего и участников друг другу.
— Повторное анкетирование (можно предложить самостоятельно проанализировать изменения и рассказать о результатах).
Комментариев нет