Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Автор: педагог-психолог Суремкина Марина Михайловна,

старший воспитатель Малина Татьяна Владимировна

ГБДОУ детский сад № 41

Кировского района Санкт-Петербурга

Педагоги и специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. При достижении определенного уровня напряжения организм начинает пытаться защищать себя. Все это со временем приводит к эмоциональному выгоранию и, как следствие, снижению эффективности педагога.

В связи с этим важно создать условия для того, чтобы специалист мог адекватно отреагировать накопившийся эмоциональный дискомфорт, снять внутреннее напряжение, получить психологическую поддержку и пополнить внутренние ресурсы.

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным. Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, не заслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Одним из методов работы с педагогами предлагаем использовать цветной песок, который служит средством самовыражения.

Этот материал состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев, способствуя улучшению работы нервной системы. Это полезно и в пожилом возрасте (когда снижается чувствительность рук) и для всех без исключения, особенно когда много времени приходится сидеть за компьютером.

Песок позволяет комфортно работать каждому, даже тем, кто не имеет художественных способностей и боится оценивания.

Как свидетельствуют некоторые источники, песок способен поглощать негативную психическую энергию, тем самым способствуя улучшению эмоционального фона.

При работе с песком движения рук спокойные и неторопливые, что успокаивает, снижает ритм дыхания, делая его более гармоничным.

Целью работы с песком является снижение эмоционального напряжения и активизация внутренних ресурсов. Достижение этих целей возможно в процессе реализации следующих задач:

  • Создание благоприятных условий для работы в группе.
  • Оказание психологической поддержки.
  • Способствование раскрытию внутренних ресурсов.
  • Возможность адекватного отреагирования накопившегося эмоционального напряжения.
  • Формирование навыков выработки адаптивных моделей поведения.

Для работы с педагогами необходимо достаточно просторное помещение, включающее в себя 2 зоны: для работы в круге и для работы за столом.

Желательно отсутствие помех и лишних шумов. Очень важно создать безопасное психологическое пространство. В течение занятий тактично способствовать соблюдению правил работы группы и регламентировать дискуссии. В процессе работы, ведущий фиксирует важные моменты для каждого участника и его ресурсы, чтобы в конце поддержать и настроить на успех. В кабинете должны быть все необходимые материалы для занятия:

  1. Плакат или презентация с правилами работы в группе.
  2. Для проведения релаксации желательно иметь коврики или удобные кресла для участников.
  3. Заготовка для создания рисунка. (Приложение 1).
  4. Цветной песок.
  5. Контейнеры для ссыпания лишнего песка.
  6. Музыкальное сопровождение.
  7. Колода метафорических карт: «Сокровищница жизненных сил». Автор: Татьяна Зинкевич – Евстигнеева. (Приложение 3)
  8. Бейджики, карандаши и листочки для имени и символа.

Для того, чтобы оценить эффективность проделанной работы участниками и отследить их эмоциональные ощущения и их динамику, разработана анкета (Приложение 2), для самооценки своего состояния, которая предлагается для заполнения до и после занятия. Динамика определяется, путем качественного анализа ответов. Как вариант, подсчитываются баллы по негативным и позитивным утверждениям и сравниваются первоначальные результаты и конечные. Так же, для более полной картины, дополнительно может предлагаться цветовая диагностика эмоционального состояния, с использованием значения цветов Люшера, так же перед мероприятием и после.

План – конспект занятия для педагогов:

«Профилактика эмоционального выгорания. Песочная сокровищница ресурсов»

Приветствие. (1 этап – работа в круге).

  1. Разминка: «Это-я»

Участникам предлагается на листах размера А-6, используя цвета написать свое имя (ту форму, которой называть в течение занятий) и изобразить символ, ассоциирующиеся у них с самим собой в данный момент времени.

Краткие рассказы-самопрезентации участников.

  1. Правила работы в группе:

Чтобы чувствовать себя на занятии комфортно и безопасно, предлагаю соблюдать эти правила:

  • Конфиденциальность
  • Правило личного мнения
  • Правило вежливости и тактичности
  • Правило безоценочности
  1. Основной этап. (Работа за столом).

— Сейчас у нас не будет красок или карандашей, перед вами лежит другой, не менее увлекательный материал для творчества – цветной песок. Какие ассоциации вызывает у вас слово «песок»?

— У кого-то ассоциации связаны со стройкой, но большинство вспомнит песчаный пляж, море, теплые лучи солнца, крики чаек, легкий бриз… Все это завораживает нас и позволяет расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть. И сегодня у нас есть такая возможность.

— Песок существует миллионы лет, он «помнит» многое, но в то же время он способен впитывать в себя негативную энергию, «очищая» нас.

— Песок не терпит суеты, при работе с ним не стоит торопиться. Представляйте, что вашей рукой управляет легкий нежный ветерок и следуйте за его движениями. Отпускайте все ненужные мысли, как выпускаете песок из рук.

— А сейчас снимите с ваших заготовок защитный слой и положите ее перед собой. (Далее под легкую музыку)

— Прежде чем приступить к работе, давайте расслабимся и погрузимся в спокойное состояние. Примите удобное положение… Закройте глаза… Прислушайтесь к своему дыханию… Оно становится ровным спокойным…

Расслабьте лоб, глаза, щеки, разожмите зубы. Расслабьте плечи, руки, спину, ноги. Постарайтесь отвлечься от посторонних звуков. Прислушайтесь к тому, что я буду говорить, и повторяйте про себя, как эхо, те слова, которые для вас значимы, когда захочется.

Сейчас загляните вовнутрь себя, вовнутрь своего мира. Какие цвета там преобладают, какие звуки, какие ощущения, если прикоснуться к чему –то?

Теперь найдите в этом мире свою «внутреннюю силу», это то, что помогает вам преодолевать все препятствия, придает уверенность в себе, помогает быть упорным, сильным духом, но в то же время душевно спокойным.

Рассмотрите образ своей внутренней силы… Какие цвета в нем преобладают, какой он формы, какого размера, какой образ на ощупь?.. Может от него исходят звуки – приятные они или нет?.. Обратите внимание, в каком месте своего мира вы его обнаружили, комфортно ли ему находиться здесь? Нравится ли вам видеть его именно здесь? Вы хозяин своего мира и все в ваших руках, вы можете переместить его, если вам это угодно…

Теперь ощутите всю силу, энергию и мощь вашей внутренней силы… Разбудите ее, если она спит, ощутите вибрации, с которой она просыпается и набирает свою силу… Что вы чувствуете?.. Вам хочется парить или свернуть горы?.. Ощутите, какую уверенность в себе она вам придает. Почувствуйте, как нарастает мощь вашей внутренней силы…Вы все сможете… Нет такого препятствия, которое вы не сможете преодолеть… Все они становятся мелкими или совсем исчезают…

И наравне с этими ощущениями, душевное спокойствие, заполняет ваш внутренний мир… оно как мягкое, легкое облако вытесняет все негативные мысли и беспокойство, они выходят из вас как дым и улетают в никуда… Вы сильны духом, уверенны и спокойны… Все в ваших руках… Вы создатель своего успеха, своего счастья, своей жизни…

А теперь я сосчитаю до 5 и вы откроете глаза, 1-2 запомните все позитивные ощущения, которые вы испытали и возьмите с собой в реальность, 3-4 прислушайтесь к внешним звукам, почувствуйте стул, на котором сидите, 5 – откройте глаза.

Теперь с помощью цветного песка создайте образ, который видели, образ своей внутренней силы. Постарайтесь во время создания, ощущать эту силу и передать ее через рисунок. Рисовать желательно одновременно двумя руками. Не задумывайтесь об эстетической стороне рисунка, главное получить удовольствие и зарядиться положительной энергией.

  1. Обратная связь. Работа в круге.

— Поделитесь своими ощущениями, удалось ли вам прочувствовать свою силу и зарядиться положительной энергией?

— Если группа чувствует себя комфортно и идет на диалог – более подробное обсуждение получившихся образов, чувств которые он вызывает,

проведение параллелей между образом и событиями, происходящими в жизни, поиск ресурса в образе, значение выбранных цветов.

— Какие чувства вызывает, созданный вами образ?

— Какой элемент картины для вас самый приятный? Почему? Если проводить параллели с вашей жизнью, кто или что может ассоциироваться у вас с этим элементом? (поиск ресурсов)

— Какие цвета занимают большее пространство? Обратите на них внимание.

  1. «Сокровищница жизненных сил» (метафорические карты)

Напоследок, предлагаю выбрать для себя ресурс на ближайшее время, о котором возможно вы и не подозревали. Но он всегда рядом. Доверьтесь своей руке и выберите карту.

— Обсуждение и впечатления от полученной карты.

Поиск взаимосвязи с актуальными потребностями.

  1. Заключительная часть.

— Обратная связь, впечатления от занятий.

— Пожелания и поддержка от ведущего и участников друг другу.

— Повторное анкетирование (можно предложить самостоятельно проанализировать изменения и рассказать о результатах).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Комментариев нет

Оставить комментарий