«Игры с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в ДОУ»

Хютти Ирина Викторовна- воспитатель

ГБДОУ д/с № 57 Кировского района СПб

Полякова Галина Сергеевна -воспитатель

ГБДОУ д/с № 57 Кировского района СПб

Использование природных материалов в работе с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения является необходимым. Поскольку вносится элемент разнообразия в детскую деятельность, и внедряет здоровье созидающий компонент.

Одним из таких материалов с широкими возможностями использования, является соль. Необходимо отметить, что важным фактором, оказывающим влияние на развитие и здоровье ребенка, является воздушная среда помещений, в которых дети проводят большую часть времени. В закрытых помещениях детских учреждений во время пребывания детей качество воздуха постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, уменьшается содержание кислорода, заметно повышаются температура.

О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика.

Комплекс мероприятий и игр с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста:

 процедуры закаливания с использованием нетрадиционного физкультурного оборудования с солевыми наполнителями (ходьба по солевым дорожкам, спортивные игры, эстафеты с мешочками, наполненными кристаллами соли);

  пальчиковая гимнастика и игры с солью, направленные на развитие мелкой моторики (комплекс таких игр и упражнений направлен на укрепление мышечного тонуса руки с помощью механического воздействия кристаллов соли, подготовку руки дошкольников к письму, профилактику заболеваний органов дыхания, развитие воображения, внимания, усидчивости);

Для работы используется следующее оборудование: сухая соль (в идеале – морская, без ароматических добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, мелкие игрушки, детали от мелкого конструктора лего и т.д.). Основные движения, которым обучаются дети в процессе таких упражнений:

 сжимание кисти в кулак и разжимание;

 вращательные движения указательными пальцами;

 потирание ладони о ладонь;

 соединение пальцев каждой руки в щепоть;

 удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша

 

Пальчиковые упражнения с солью:

 «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок»;

  «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы:  «Мы сегодня повара, суп солить давно пора»;

 «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем»

и другие Игры для пальцев рук:

 «Ловим рыбку»: в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.;

 «Построим замок»: с использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки;

  «Художники»: указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога);

 «Угадай-ка»: найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы) и другие.

 творческая деятельность детей с использованием соли (рисование солью, поделки из соли – например, послоевое наполнение прозрачных баночек солью, предварительно окрашенной в разные цвета с помощью пищевых красителей).

Такая работа весьма кропотлива и способствует художественно-эстетическому развитию, формированию воображения, креативности, а также развитию терпеливости, внимательности, умению видеть красоту в обычных предметах.

Экспериментально-исследовательская деятельность с воспитанниками (старший дошкольный возраст):

 изучение свойств соли (вкус, цвет, сыпучесть, способность растворяться в жидкости и менять ее вкус);

 «плавающее яйцо» — изучение плотности как физического свойства соли;

 испарение соли из воды;

 растворение льда солью;

 выращивание кристаллов соли в бытовых условиях (опыт с нитками и веточками в соляном «инее»).

Данные виды исследовательской деятельности систематизируют представления детей о соли, ее свойствах и пользе, развивают наблюдательность, аналитико-синтетические способности, умение действовать по алгоритму, делать выводы и умозаключения, и, конечно, также вносят оздоровительный элемент в образовательный процесс.

Таким образом, использование необычного сочетания упражнений, игр и опытов с солью — несложный и доступный вид деятельности для ребенка, и одновременно очень интересный, и увлекательный, несущий оздоровительный эффект как за счет целебных свойств самой соли, так и возможностей ее применения в рамках здоровьесберегающих технологий в ДОУ.   

Комментариев нет

Оставить комментарий