Андреева Александра Вячеславовна,
Колодина Ксения Михайловна,
воспитатели ГБДОУ детский сад №59 Кировского района
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Теме здоровья всегда было уделено много внимания в педагогике. Ведь как справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Одной из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, поэтому в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
В современной действительности жизнь диктует нам свои условия. Всё меняется, обновляется и призывает нас идти в ногу со временем. Изменения пришли и в систему образования.
1 сентября 2023 года в силу вступила новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП), проект которой Министерство просвещения представило в ноябре 2022 года. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
В связи с этим красной линией по всем областям видно усиление роли воспитания ребенка дошкольного возраста.
Одной из задач, выделенной в ФОП ДО для детей дошкольного возраста является «расширение представлений о здоровье и его ценности, факторов на него влияющих, оздоровительном воздействии физических упражнений, туризме как форме активного отдыха»
Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
- формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре;
- становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами;
- воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.
С этой целью целесообразно конструировать и планировать свою работу так, чтобы способствовать решению данных задача, а в конченом счете достигнуть главной цели ФОП.
Особое внимание должно уделяться овладению правилами здорового образа жизни, правильному питанию. С этой целью в ГБДОУ детский сад №59 прошла выставка «Осенний урожай 2023», где группы детского сада ходили в гости друг к другу (закатывали компоты, пекли хлебобулочные изделия, устраивали ярмарки, а старшие дошкольники показывали малышам спектакли и рассказывали о пользе витаминов) и стали активными участниками волонтёрского движении.
Интересным вариантом приобщения к здоровому образу жизни стал репортаж «Семейные рецепты», где дети совместно с родителями готовили полезные рецепты, закрепляя свои знания вне дошкольной организации, в кругу семьи.
В ФОП ДО особое внимание уделяется «развитию интереса к физической культуре, формированию представления о разных видах спорта и достижениях российских спортсменов». Важно проявить интерес к физической культуре. С этой целью можно провести серию встреч с представителями спорта и организациями, например на базе нашего детского сада, была проведена «встреча с тренерами футбольного клуба «Импульс».
Для того чтобы привить детям любовь к спорту, Отечеству и окружающему миру воспитателями ведутся беседы с детьми о спортсменах и участниках олимпийских и параолимпийских игр, просматриваются короткометражные фильмы о их достижениях, ведь они служат примером для детей, что также помогает фундаментально закрепить понятия ЗОЖ и полученные знания в детском саду . В шаговой доступности нашего детского сада есть старинный парк Александрино, в котором от детского сада организовываются туристические прогулки. Во время таких прогулок решаются задачи, выделенные в ФОП, как «воспитание патриотического чувства и нравственно-волевых качеств. Педагоги нашего детского сада продумывают их с тематическим уклоном, это могут быть «Осень — волшебница», «Чудеса в весеннем лесу» и т.д. Парк предоставляет нам неисчерпаемые возможности для создания образовательных ситуаций. Во время прогулки ребенок накапливает познавательный и двигательный опыт, развивает воображение. Гуляя по аллеи, мы поддерживаем естественное общение детей друг с другом и сопровождающих их взрослых, обращая внимание на разнообразие и красоту окружающей природы.
Так же важно не забывать о поддержки детской инициативы в двигательной деятельности с помощью разнообразия подвижных игр. В них входят: сюжетные игры, эстафеты, соревнования, которые так же удачно реализуются нами в парке. Например, игра «городки», «катание на санках», «велосипеде», забеги. Интересным решением может стать вечерние прогулки на тему «Катаемся на самокатах», где старшие дети помогают младшим , обучают их катанию на самокатах и прививают любовь к спорту и умению взаимодействовать друг с другом.
Проводимая работа в нашем детском саду, способствует воспитанию положительной мотивации у дошкольников к формированию основ здорового образа жизни, занятиям физической культуры, развитию самостоятельности, достигая поставленную цель в Федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Список используемой литературы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО).-М.:ООО «Издательский Дом ГНОМ» 2023.-296стр.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.).
- Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 17с.
- Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3.
Комментариев нет