Опыт применения форм и методов работы по формированию у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни с учетом ФОП

В дошкольном возрасте у детей формируются основы личности, закладываются базовые представления об окружающем мире, социуме, а также о том, как нужно заботиться о своем здоровье. Осознание ценности здоровья и важности здорового образа жизни (ЗОЖ) является основой для сохранения и укрепления здоровья в будущем. Поэтому задача педагогов детского сада состоит не только в познавательном, речевом, эстетическом развитии детей, но и в воспитании в детях потребности в ЗОЖ. В данной статье раскрывается наш педагогический опыт работы по формированию ЗОЖ у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с применением разнообразных форм, и методов педагогической деятельности.

В своей работе мы учитываем требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [4] и Федеральной образовательной программы дошкольного образования [3]. В программе, среди прочего, обозначены задачи воспитания дошкольников на каждом возрастом этапе. Так, например, в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) ставятся задачи: обогащать двигательный опыт детей, поддерживать интерес к физической культуре, расширять и уточнять представления о здоровье, воспитывать заботливое отношение к здоровью и др.

Федеральный образовательный стандарт, который утвержден Приказом Министерства просвещения РФ 25.11.2022, предполагает комплексное развитие детей, в том числе и в сфере физического воспитания, приобщения к ЗОЖ.

Наша работа основана на нормативно-правовых актах, а также мы учитываем методические рекомендации таких исследователей, изучавших вопросы физического воспитания детей и формирования у них основ ЗОЖ, как В.В. Гаврилова [1], Т.Г. Карепова [2], М.Р. Югова [5] и др.

Чтобы деятельность по формированию основ ЗОЖ у детей была эффективной, мы комплексно применяем разнообразные формы и методы работы.

Важным для формирования ЗОЖ у детей является организация двигательной активности. В частности, нами ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, а также гимнастика для глаз, артикуляционные упражнения. На прогулках проводим с детьми подвижные игры, учитывая интересы детей. Кроме того, двигательная деятельность осуществляется в ходе спортивных праздников и мероприятий, которые мы проводим в детском саду (в том числе с участием родителей). Организуем для детей самомассаж: для этого применяем раскатывание карандашей, шишек, шариков, ходьбу по сенсорной дорожке в помещении группы и др.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования поставлена задача: расширять и уточнять представления дошкольников о здоровье [3]. Действительно, для формирования у детей потребности в ЗОЖ важна не только двигательная активность, но и расширение знаний детей о правильном питании, правилах гигиены и др. Мы проводим большую работу в этом направлении. Так, например, нами реализуется проект «Чистота – залог здоровья». В ходе данного проекта дети знакомятся с тем, что такое микробы, в каких ситуациях с ними соприкасается человек, как свести к минимуму их негативное воздействие на человека. Дети развивают свои культурно-гигиенические навыки: как правильно умываться, чистить зубы и т.д. Мы проводим с детьми беседы, показываем иллюстрации, обучаем на практических примерах.

В своей работе по формированию основ ЗОЖ у детей мы активно применяем дидактические и сюжетно-ролевые игры (с учетом возраста и интересов детей). Игра является основной деятельностью дошкольников и вызывает у них большой интерес, также она является эффективной в педагогической работе. Приведем примеры. В сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети учатся выбирать полезные продукты питания, в сюжетно-ролевой игре «Поход в кафе» учатся правильно пережевывать пищу, мыть руки перед едой, не торопиться во время принятия пищи и т.д. В сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» у детей формируется понимание того, что нужно вовремя посещать врача, проверять свое здоровье, выполнять рекомендации медицинских работников.

Чтобы дети осознали необходимость ведения ЗОЖ, мы даем им представления о потребностях человека. Дети изучают значение воздуха, воды, света, тепла для здоровой жизни. В этом направлении хорошо себя зарекомендовала экспериментальная деятельность, в которой принимают участие дети. Например, проводили эксперимент «Воздух как основа жизни человека»: дети надували воздушные шарики, щеки, наблюдали, как важен воздух, изучали его свойства. В эксперименте «Можно ли есть снег и сосульки?» дети растапливают лед в емкости, а потом с помощью лупы наблюдают, насколько грязной оказалась вода, после того, как снег и лед растаяли.

Большой объем работы проводится с применением дидактических игр. Нами подобрана картотека словесных игр, а также игр на основе наглядного материала. Детям очень нравятся игры на липучках, которые представляют собой игровое поле и набор карточек на липучках, которые необходимо крепить к полю, выполняя игровые задания. В дидактической игре «Мое тело» дошкольники знакомятся с частями тела человека, в игре «Моя одежда» учатся правильно подбирать одежду по сезону, а в дидактическое игре «Правильное и неправильное питание» узнают, какие продукты являются полезными, а какие приносят вред здоровью.

Отдельное внимание мы уделяем тому, чтобы научить детей правильно чистить зубы и приучить их к тому, что зубы нужно чистить два раза в день (утром и вечером). Привычка правильно и с необходимой периодичностью чистить зубы формируется с дошкольного детства. Нами подготовлен для детей информационный стенд с плакатами, на которых представлена правильная последовательность чистки зубов, а также указаны продукты питания, которые полезны или вредны для здоровья зубов. Также у нас в группе есть макет челюсти и зубные щетки: с помощью данных атрибутов дети учатся правильно чистить зубы.

Необходимым компонентом ЗОЖ является соблюдение режима дня и правильное питание. Поэтому мы проводим с детьми соответствующие дидактические игры. На плакате с сюжетными картинками дети передвигают стрелки часов, изучая части суток и те действия, которые необходимо выполнять в определенное время суток для сохранения здоровья (подъем, завтрак, сон, прогулка и т.д.). Также детям предлагаются макеты продуктов питания, которые нужно разделить по категориям «вредные» и «полезные». Считаем, что воспитание у детей правильного отношения к продуктам питания является в настоящее время очень актуальным, поскольку нередко на детей воздействует реклама, призывающая приобретать чипсы, газировку и другие вредные продукты питания.

В рамках работы по формированию представлений о правильном питании мы знакомим детей с тем, как выращиваются овощи и фрукты, какие бывают полезные лекарственные растения. Для этого мы организуем деятельность детей по посадке семян и рассады лекарственных растений. Дети высаживают семена сначала в емкости в группе, а потом – на участке в клумбу. Дети наблюдают за ростом растений, поливают их, узнают, какие необходимы условия для жизни растений.

Наш опыт показывает, что работа по формированию у детей основ ЗОЖ эффективна, если в ней принимают участие также и родители воспитанников. Отметим, что в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в качестве одного из ее принципов обозначено сотрудничество детского сада с семьей [3]. Мы осуществляем информирование родителей о ЗОЖ для детей. В частности, нами подготовлены папки-передвижки, информационные стенды и буклеты для родителей на темы «Формирование основ ЗОЖ у детей», «Как одеть ребенка летом?», «Профилактика инфекционных заболеваний» и др. Организуем спортивные праздники, в которых принимают участие дети вместе со своими родителями. Нами проведен конкурс фотографий «Папа, мама, я – дружная семья!»: для участия в конкурсе родителям предлагалось прислать фотографии, на которых они изображены вместе со своими детьми во время катания на лыжах, санках, снегоходах на улице. По итогам конкурса мы изготовили большой плакат с фотографиями детей и их родителей.

Также для родителей нами подготовлены консультации, которые размещены на сайте детского сада. Это консультации на темы «Что нужно знать о здоровье зубов ваших детей», «Бережем здоровье детей вместе!», «Лето и безопасность ваших детей», «Одежда детей в группе и на улице», «Закаляйся – если хочешь быть здоров…» и др.

В своей работе по формированию у детей основ ЗОЖ мы ставим задачу непрерывно совершенствовать применяемые формы и методы работы, чтобы повысить их эффективность. Поэтому мы периодически наполняем новыми элементами развивающую предметно-пространственную среду группы, в которую входят сенсорные дорожки, мячи, обручи, скакалки и т.д. Нами создан стенд с методической литературой по воспитанию ЗОЖ у детей, которой могут пользоваться коллеги и родители. Также нами создана картотека дидактических игр на формирование основ ЗОЖ, подобраны обучающие карточки «Правила гигиены» и др.

В летний оздоровительный период для формирования у детей здоровых привычек, обогащения двигательного опыта и поддержания интереса к физической культуре мы разработали проект «Дорожка здоровья на улице». Данный проект направлен на расширение у детей представлений о ЗОЖ, способах профилактики плоскостопия, а также на подержание гармоничного психологического, эмоционального состояния детей.

Дорожка здоровья расположена на участке детского сада. Каркас дорожки выполнен из дерева и разделен на секции. Размер каждой секции составляет 40х60 сантиметров. Дорожка состоит из 10 секций в два параллельных ряда, которые вписываются в предложенное пространство. Такое расположение позволяет дошкольникам комфортно выполнять упражнения на дорожке здоровья. В каждой секции свой наполнитель. Дорожка начинается и заканчивается у скамейки, чтобы детям было удобно снять обувь, а после прохождения дорожки обуть ее.

В секциях находится наполнитель в следующей последовательности: мелкий песок, камни средней фракции (галька), тонкие бревнышки на подушке из песка, сосновые шишки, травяное покрытие. Далее в секциях расположены донышки пластиковых бутылок с песком, деревянные спилы на песке, керамзит, песок крупной фракции с камешками. В последней секции – вода уличной температуры.

Все элементы дорожки здоровья, в том числе последовательность секций, тщательно продуманы. По окончанию летнего сезона дорожка легко разбирается на модули и хранится в помещении до следующего лета.

Необходимо отметить, что предлагаемая дорожка здоровья является не только частью системы закаливания, профилактики плоскостопия, повышения двигательной активности детей на открытом воздухе, но и улучшает эмоциональное состояние детей. Как известно, во многом от того, какое у детей настроение, зависит также их здоровье, общее самочувствие. Применение дорожки здоровья помогает улучшить состояние нервной системы детей, способствует проявлению эмоций радости, снижается уровень тревожности детей.

 

Применение разнообразных форм и методов работы для воспитания ЗОЖ у детей от младшего до старшего дошкольного возраста показывает свою эффективность. У детей появляется осознание необходимости ЗОЖ, расширяются соответствующие знания, появляются навыки. Выявлена положительная динамика физического развития детей, снизилась заболеваемость. Повысился интерес родителей воспитанников к теме здорового образа жизни.

 

Список литературы:

  1. Гаврилова, В.В. Занимательная физкультура для детей 4-7 лет [Текст] / В.В. Гаврилова. – М.: Учитель, 2022. – 188 с.
  2. Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы [Текст] / Т.Г. Карепова. – М.: Учитель, 2020. – 169 с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: Сфера, 2023. – 208 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155) // Российская газета. 2013. №265.
  5. Югова, М.Р. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет. Планирование, занятия, игры [Текст] / М.Р. Югова. – М.: Учитель, 2016. – 140 с.

Авторы: ГБДОУ детский сад № 26 Кировского района Санкт-Петербурга

Абрамчева Е.В., старший воспитатель

Иванова Н. В., воспитатель

Ястребова В.Г., инструктор по ФК

e-mail: eabramcheva@yandex.ru

Комментариев нет

Оставить комментарий