Использование элементов альтернативной коммуникации при коррекционной работе с ребенком с множественными нарушениями

Суханова, воспитатель

 ГБДОУ детский сад №13 Кировского района Санкт-Петербурга

(из опыта работы)

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение.

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир.

Речь также является средством коммуникации, а также выражения своего эмоционального состояния.

Мальчик Саша. 4 года. Посещает группу младшего возраста для детей с нарушением зрения. Все задания доступны только на невербальном уровне, мальчик не говорит, нет звукоподражаний, обращенную речь понимает на бытовом уровне, задания выполняет на невербальном уровне с помощью педагога. Саша очень хочет общаться с детьми, но делать это не умеет, выражать свои эмоции также не может. Исходя из этого, я решила использовать при работе с мальчиком альтернативные способы коммуникации, чтобы помочь ему научиться общаться и выражать свои эмоции, даже не используя речь.

Ведь на самом деле именно процесс общения гораздо важнее, чем та форма, в которой он осуществляется. Пусть это даже что-то новое и непривычное. Но это — общение.

Изучив литературу по альтернативной и дополнительной коммуникации, за основу я приняла пособия с пиктограммами Л.Б.Баряевой, Е.Т.Логиновой, Л.В.Лопатиной.

Таким образом, работа по обучении альтернативной коммуникации с конкретным ребенком будет проводиться по следующим направлениям:

  1. Использование пиктограмм дома с родителями
  2. Использование пиктограмм в группе детского сада
  3. Использование пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях

Каждое направление необходимо разделить на несколько этапов.

  • Использование пиктограмм дома с родителями

1 этап: беседа с родителями, знакомство с технологией альтернативной коммуникации

2 этап: последовательное введение хорошо знакомых пиктограмм в каждодневную жизнь ребенка, активное их использование

3 этап: беседы с родителями на протяжении всей работы с ребенком   

  • Использование пиктограмм в группе детского сада:

1 этап: консультация педагогов группы, работающих с ребенком, ознакомление с технологией альтернативной коммуникации.

2 этап: использование пиктограмм в режимных моментах, помощь ребенку в выражении своих желаний с использованием пиктограмм

3 этап: использование пиктограмм для определения эмоционального состояния

  • Использование пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях

1 этап: использование пиктограмм при расширении и уточнении знаний и представлений об окружающем мире (предметные представления)

2 этап: использование пиктограмм при формировании сенсорных эталонов

3 этап: использование пиктограмм при развитии ориентировки в пространстве.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЛИСТ для проведения занятий по формированию сенсорных представлений (цвет, форма, величина)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Пиктограммы для использования в группе во время режимный моментов, для использования дома.

http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/13.png   http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/131.png 

   http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/133.png  http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/134.png

   http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/134.png      http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/135.png  http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/136.png          http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/137.png  http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/138.png    http://newspaper.kirov.spb.ru/wp-content/uploads/2022/06/13.png

Комментариев нет

Оставить комментарий