Дошкольный возраст является отправным в закладывании фундамента психического и физического здоровья. Именно до семи лет происходит интенсивное всестороннее развитие человека. В этот период формируются основные черты личности и происходит становление характера. Но полноценное развитие личности невозможно без сохранения и укрепления здоровья. А это в свою очередь требует от педагогов привития навыков здорового образа жизни у детей с самого раннего возраста. Чтобы процесс формирования представлений о здоровом образе жизни не был дидактичным и не интересным для малышей, мы предлагаем включить знания о здоровье и правилах безопасного поведения дома, в быту, на природе в интересную для детей досуговую деятельность. При этом важным становится интеграция оздоровительной деятельности в образовательную путем разнообразных форм и методов воспитания. В этой работе приоритет отводится сохранению и укреплению психического, физического, эмоционального и других видов здоровья.
С целью изучения имеющихся у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни были подобраны задания, позволяющие определить представления детей о необходимости гигиенических процедур (чистить зубы, ухаживать за волосами, мыть руки и пр.), важности закаливающих процедур, утренней гимнастики, занятий спортом, активного отдыха, необходимости пребывания на свежем воздухе и др. Помимо этих представлений, изучались имеющиеся знания о безопасном поведении на улице, на природе, в быту; об охране своих органов чувств (зрения, слуха).
Досуговые мероприятия, проведенные нами (спортивные досуги, дни здоровья, музыкальные развлечения и др.), были связанны с различными видами физических упражнений и элементами спортивных игр, способствовали созданию здоровьесберегающей среды в учреждении дошкольного образования. Одновременно в процессе овладения детьми представлениями о здоровом образе жизни и способами здоровьесбережения проводилась и воспитательная работа по становлению у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. При этом главным ориентиром для педагога являлись индивидуальные особенности каждого ребенка и специально подобранные для них подвижные игры и игровые упражнения. Резюмируя вышесказанное, можно констатировать необходимость создания такого образовательного процесса, при котором осуществляется интеграция оздоровительной деятельности, в образовательную. Именно эта интеграция и приводит к формированию здорового образа жизни у дошкольников. Досуг нами использовался как синтез развлекательных действий и одновременно познания окружающего мира. Такая особая форма воспитательно-образовательного процесса, призвана учитывать потребности и интересы каждого ребенка. Периодичность организации и проведения культурно-досуговых мероприятий определялась возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, учетом поставленных задач. Спортивные досуги проводились нами 1–2 раза в месяц (досуги в группе: «Спорт в жизни человека», «Сколько игр с мячом вы знаете?», «Олимпийские игры»; досуги на прогулках: «Игры со скакалочкой», «Катание с горки», «Турнир по игре в городки» и др.); физкультурные праздники – 2-3 раза в год («День физкультурника», «Всемирный день гимнастики», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Взятие снежной крепости», и др.). Особо следует отметить в структуре планирования досуга и развлечений в детском саду роль народных и православных праздников, обрядов и уличных гуляний, связанных с народным календарём: праздник урожая, проводы зимы, масленичные забавы и другое. Приобщение к традициям и культурным обычаям, формирует у детей желание и готовность заботиться о своем здоровье, поддерживать физическую активность и заниматься различными видами спорта. Кроме того, для решения задач формирования знаний и умений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена серия досуговых мероприятий (физкультурных досугов «Зимние забавы», праздников «Будь здоровым, ловким, сильным…», Дней здоровья), в которых проводились дидактические игры, способствующие понимаю ребенком ценности здоровья. Например, в физкультурных досугах применялись игры для формирования культурно – гигиенических навыков: «Советы доктора Айболита», «Гигиена рук», «Как защититься от микробов», «Наши помощники» и др. Для формирования у детей представлений о правильном и здоровом питании организовывались дидактические игры «Витамины», «Разложи и расскажи», «Магазин полезных продуктов», «Полезные и вредные продукты» и др. Досуговая деятельность способствует воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, систематизирует и углубляет знания о здоровье, приводит к выработке культурно-гигиенических навыков и кульуры питания, пониманию основ безопасности жизнедеятельности, позволяет вовлечь дошкольников в активную здоровьесберегающую деятельность и приобщить к спорту.
Литература:
- Варавина, Е.В. « Современные подходы к проблеме здоровьесбережения в образовательном учреждении». Е.В. Варавина, Л.И. Пономарева. «Образование, здравоохранение, культура, демография: социальные проблемы современного общества» «Образовательный вестник «сознание» 2020.
- Пономарёва, Л.И. «Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность». Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. – №. 11
- Крулехт, М.В., Гергонова Е.В. « Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка». Вестник Новгородского государственного университета. – 2014. – № 79.
- Глазырина, Л.Д. «Досуг в воспитании и развитии детей дошкольного возраста». Пралеска. 2016. №2.
Автор статьи:
ГБДОУ детский сад № 7
Кировского района СПБ
Соколова О.А.
Комментариев нет